Семён Акимович Ан-ский


Семён Аки́мович А́н-ский (идиш ש. אַנ-סקי‎, С. Ан-ский, Шлиом Аронович Рапопорт, при рождении Шлоймэ-Занвл (Соломон) Рапопорт; 15 (27) октября[7] 1863, Чашники, Лепельский уезд, Витебская губерния — 8 ноября 1920[8], Варшава или Отвоцк) — еврейский и русский писатель, поэт, драматург, публицист, этнограф, революционер, общественный и политический деятель.

Родился в 1863 году в местечке Чашники Витебской губернии в ортодоксальной еврейской семье. Его мать, Хана, содержала небольшой трактир, а отец, Арон Рапопорт, служил курьером московской компании Поляковых[9].

Получил традиционное еврейское образование в хедере, до 17 лет не знал русского языка. По окончании хедера поступил в религиозное училище следующего уровня — иешиву[10]. Во время обучения в иешиве вместе с друзьями увлёкся идеями еврейского просвещения — движения Хаскала. Под влиянием просветительских идей порвал с ортодоксальным иудаизмом. Вместе с друзьями занялся распространением просветительских идей и литературы, за что подвергся гонениям со стороны приверженцев ортодоксии. Пытался зарабатывать частными уроками, но из-за подозрений в ереси был вынужден постоянно менять место жительства. Проживая в Лиозно, вступил в конфликт с местной еврейской общиной и был на грани религиозного отлучения от неё[11]. Тогда он перебрался в Двинск, но и там не мог устроиться на работу. К этому времени относится его первый литературный опыт — рассказ из еврейской жизни «История одного семейства»[12].

В возрасте 16 лет увлёкся проникшими в еврейскую среду идеями русского народничества. Под влиянием народнических идей стал активно изучать русский язык и литературу. Проявив незаурядные способности, в короткое время свободно овладел русским языком[11]. Порвав с еврейской средой, отправился проповедовать народничество среди восточнославянского населения. Вёл страннический образ жизни, занимался переплётным, кузнечным и другими ремёслами[12]. В свободное от работы время устраивал народные чтения, во время которых читал произведения русских писателей. Проживание в сёлах и деревнях привело его к столкновениям с местной администрацией, для которой он был подозрителен как еврей. Его неоднократно арестовывали, штрафовали, высылали, заключали в тюрьму[10]. Это навело его на мысль «уйти под землю». В Екатеринославской губернии устроился работать шахтёром и несколько лет проработал на угольных и соляных шахтах. Здесь он чувствовал себя в безопасности, так как за жизнью шахтёров не следила никакая администрация. Живя среди шахтёров, продолжал устраивать народные чтения, которые вызывали большой интерес слушателей. По свидетельству современников, он был первоклассным рассказчиком. В интернациональной шахтёрской среде Соломон был переименован в Семёна и воспринимался как свой[11].