Народничество


Наро́дничество — идеология, существовавшая в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционировавшая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве и мире.

Движение народничества было связано с идеей потери интеллигенцией своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли[1]. Выделяют следующие направления народничества: революционное, либеральное, анархистское. В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедший на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавший «пролетарскому» (марксистскому) этапу[2].

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона[3] отмечал, что термин не имеет точного значения. В конце 1880-х годов, когда шла полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, так могли называть сторонников шовинизма и разнуздывания толпы. В то же время термин часто употреблялся как синоним демократизма и интереса к народу.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определял народничество как направление в русской литературе с начала 1870-х годов, ставившее себе задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством, обращавшееся к нему, считая, что в народной массе живут общественные и этические идеалы (общинное и артельное начало, религиозные искания и т. д.), могущие стать исходными пунктами социального переустройства[4].

Новый энциклопедический словарь уточнял[5]: в XX веке, особенно после 1905 года, спор об «особенностях» русского народного склада почти прекратился, и термин народничество применялся почти исключительно в тесно-политическом смысле. В противоположность «марксистам», «народниками» называли как «социалистов-революционеров», так и партию «народных социалистов».