Концепция души (Древний Египет)


Концепция души в представлении древних египтян определяется философскими и религиозными воззрениями. Представления о душе менялись со временем — от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей, и она есть не только у людей, но также у животных и богов.

Древние египтяне считали, что структура человека включает в себя физическое тело, духовного тело, сердце, двойник, душу, нематериальный эфирный дух, образ и имя. Все эти составляющие тесно связаны меж собой, и благосостояние одной определяло благосостояние всех остальных. Египтяне верили в перерождение/воскресение в загробном мире, хотя во времена ранних династий (согласно Текстам пирамид) бытовало поверье в возможность физического воскрешения[1]. Дети Гора отвечали за определённую часть души человека: Амсет — за "ка", Дуамутеф — за "ба", Кебексенуф — за "сах" (мумия), Хапи — за "иб" (сердце)[2].

Ра появился с не менее,чем семью "Ба" и 14 "Ка", а последние обладали дарами, которыми могли наделить фараона: богатство, стабильность, величие, слава, победа, сила творения и пр.[3].

Для обозначения Ка (kꜣ) сложно подобрать эквивалент в современных языках. Масперо предложил перевод «двойник, доппельгангер». Понимание о Ка встречается уже в древнейших текстах[3]. Синонимом «умереть» было «отойти к Ка» или «отойти к Ка в небесах»[4]; говорили: «его Ка пришёл к нему»[1].

Ка — это жизненная сила, черты характера или судьба человека[5]. Ка после смерти человека покидает его тело, бродит по земле и вновь возвращается[3], но живёт в скульптурном изображении в гробнице и питается подношениями[6], проходя в сердаб через «ложную дверь»[7].

Согласно верованиям древних египтян, Ка обитает в статуе человека или бога, отчего возводимые фараоном храмы строились не для него самого или богов, а для их личностей. Божественный Ка находился к людям ближе, нежели само божество. Поэтому, например, в Мемфисе почитался не сам священный бык Апис, а его Ка[3]. Осириса назвали «Ка пирамид». Бог-творец Хнум иногда изображался за своим гончарным кругом, творящим человека и его Ка[4].