Скульптура Древнего Египта


Скульптура Древнего Египта — самобытный и канонический вид искусства Древнего Египта. Массивная скульптура Древнего Египта отображала древнеегипетских богов, фараонов, членов царствующей династии и устанавливалась у храмов, дворцов, на площадях. В гробницах знатных вельмож сохранились примеры их портретных изображений (Ка) и ушебти, изготовленные, в поверье древних египтян, для помощи покойному в загробной жизни[1].

Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Сакральное изваяние бога хранилось в алтарной части храма, как правило, в лодке или барке из драгоценных металлов (правда, ни одно такое изображение не сохранилось). В гробницах найдены многочисленные резные статуэтки — от фигур богов до игрушек и посуды.

Согласно строгому канону[2] мужчин изображали с цветом кожи темнее женского[3], руки сидящего человека покоились на коленях (женщина могла приобнять супруга в знак поддержки его при жизни)[4], а образы богов определялись их мифологическими особенностями (Гор с головой сокола, Анубис — с головой шакала и пр.).

Распространёнными видами рельефных изображений были контррельеф и койланаглиф. Женщины практически всегда изображены идеализированно — молодыми и привлекательными, тогда как мужчины представлялись в молодом и пожилом возрасте, реалистично или идеализированно[5][6]. Преимущественно скульптурные изображения раскрашивались.

Кратковременный отход от принятого канона произошёл в Амарнский период (1351—1334 годы до н. э.), характеризующийся уклоном в реализм[7]. К этому периоду относится знаменитый бюст Нефертити, обнаруженный Людвигом Борхардтом в 1912 году в руинах мастерской Тутмоса.

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы — Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» — ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега.