Реализм (искусство)


Реали́зм (от позднелат. reālis «действительный») — направление в искусстве, представители которого стремятся к наиболее полному и адекватному отражению действительности в её многообразии и типичных чертах[1].

Под реализмом в узком смысле слова понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму[2]. Подобные утверждения, канонизированные в отечественном искусствоведении середины XX века, в постсоветское время были отвергнуты. Если в качестве основных историко-художественных направлений принимаются классицизм и романтизм, то реализм или символизм, согласно иерархии понятий, под такое определение не подходят[3][4][5][6]. Русский философ В. П. Руднев выделил три основных значения термина: историко-философское (противостоявшее средневековому номинализму), психологическое (как установку сознания, принимающего первичную реальность и считающую сознание вторичным) и историко-культурное (как направление в искусстве, сторонники которого стремились как можно точнее изображать реальность). При этом следует различать понятия реальности и действительности (как частично осуществлённой реальности), а также различать понятия реализма и натурализма. В качестве примера Руднев упоминает творчество Ф. М. Достоевского, по отношению к которому термин «реализм» следует употреблять во втором значении, то есть в психологическом, но не в художественном[7].

Ещё одно затруднение заключается в субъективно-множественном толковании различий натурализма и реализма. «Как можно утверждать, писал далее Руднев, — что какое-то художественное направление более близко, чем другие, отображает реальность, если мы, по сути, не знаем, что такое реальность?» «Я так вижу, — говорит художник-абстракционист, и возразить ему нечего…»

Появление термина «реализм» в живописи обычно связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку в специально созданном «Павильоне реализма», хотя и до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы (Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон). В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм в академическом искусстве и импрессионизм, представители которого вначале сами себя именовали натуралистами[8].

В искусстве рубежа XIX—XX веков, например в живописи Италии, реалистическую позицию занимали Джоаккино Тома, Антонио Ротта, Джузеппе Пеллицца да Вольпедо, Ренато Гуттузо, Джакомо Манцу. В Милане в 1950—1960-х годах группа молодых художников дала жизнь тенденции экзистенциального реализма, нарушающего привычные идеологические нормы. Таково, к примеру, творчество Марио Барди[9].