Кадыр-Али-бек


Кадыр-Али-бек[1] (середина XVI – начало XVII вв.; тат. Кадыргали Ялаер, Кадыйргали бәк, каз. Қадырғали Жалайыр) — татарский[2][3][4][5] летописец, хронист, политический деятель, живший в XVI веке. Придворный Сибирского и Касимовского ханов, везирь Касимовского ханства.

Служил сибирскому хану Кучуму. По некоторым сведениям, в 1570—1580 годах Кадыр Али-бек был карачибеком в Сибирском ханстве. Был принят на службу касимовским ханом Ураз-Мухаммедом. В 1602 году написал исторический трактат «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»), содержащий сокращенный вариант одноимённого труда Рашид ад-Дина и оригинальную часть из нескольких дастанов. Хроника даёт местную татарско-ногайскую версию событий в Дешт-и-Кипчаке в XV—XVI веках [6].

В сочинении Кадыр-Али-бек приводит свою генеалогию: «Кадыр Али-бий, сын Хошум-бия, сына Темчика, сына Баранчи, …сына бахадура Эдим Шайык-мирзы, сына Кырач-бия. Его род идет от Шейх Суфи-бия, сына Кобая, сына Канбар-мирзы, сына Айтавулы, отца Айтбага-бия. Родоначальником рода во время Чингиз-хага был Сартакноян. Его сыном был Джалаир Саба, … Его потомок — Джалаир Тебире-бий, а его потомком был Айтавулы-бий». Также пишет, что его предки были великими эмирами[7].

По некоторым сведениям, в 1570—1580 годах Кадыр Али-бек был карачибеком в Сибирском ханстве[8]. В 1587 году Ураз-Мухаммеда взяли в плен, и вместе с ним был некий «карачу». Миркасым Усманов и Илья Березин предполагают, что это и есть Кадыр-Али-бек, с чем, в частности, не согласен историк Андрей Беляков. Существенных доказательств же в пользу обеих версий нет[9]. Больше десяти лет провели Кадыр-Али-бек и Ураз-Мухаммед в России при дворе московского царя. В 90-годах XVI века Ураз-Мухаммед неоднократно упоминался, как участник походов и дворцовых торжеств. В 1600 году Борис Годунов назначил его царём в городе Касимов. Когда Ураз-Мухаммед стал царём Касимовского ханства, Кадыр-Али был избран его главным визирем. По мнению А. В. Белякова, роль Кадыр-Али-бека при Ураз-Мухаммеде могла ограничиваться лишь аталычеством[10], поскольку он находился в услужении ещё у его родителей[11]. М.А. Усманов допустил, что Кадыр Али-бек вообще под предками мог иметь ввиду чингизидов в целом[12]. Имеет какую-то связь либо с казахскими, либо с кыргызскими джалаирами[12], и является выходцем из этого же племени[13].

В 1602 году Кадыр-Али-беком, когда он находился в Касимове, была написана книга «Джами ат-таварих»[14].