Казанова, Джованни Баттиста


Джова́нни Батти́ста Казано́ва (итал. Giovanni Battista Casanova; 2 ноября 1730, Венеция, — 8 декабря 1795, Дрезден)[1] — итальянский живописец академического направления, теоретик искусства и педагог, родной брат авантюриста и писателя Джакомо Казановы и живописца Франческо Казановы.

Джованни Баттиста Казанова родился в Венеции в 1730 году. Он был третьим сыном венецианских актёров Гаэтано Казановы и Джованны (Дзанетты) Фарусси. Оставшийся без отца в 1733 году, он в 1737 году вместе с матерью переехал в Дрезден, где Джованна стала актрисой и певицей придворного театра. Она также выступала в Санкт-Петербурге при дворе Анны Иоанновны. В Дрездене Казанова часто посещал мастерские живописцев Луи де Сильвестра и Христиана Вильгельма Дитриха.

В 1746 году, получив стипендию, предоставленную ему саксонским курфюрстом Августом III, Казанова отправился в Венецию. В ноябре 1748 года он поступил в Падуанский университет, затем оставался в Венеции с 1749 по 1752 год. В 1752 году он последовал за Антоном Рафаэлем Менгсом в Рим, там он прожил двенадцать лет в основном в доме Менгса на улице Виттория, где сложилось своеобразное международное сообщество художников. Казанова работал в мастерской Менгса, следуя заповеди знаменитого мастера о подражании «великому Рафаэлю, древним и природе». Там же Казанова познакомился с И. И. Винкельманом и иллюстрировал некоторые из его сочинений.

В 1754 году Казанова получил третью премию по классу живописи в Академии Святого Луки. Помимо выполнения заказов на живописные копии прославленных произведений для меценатов и коллекционеров, он давал уроки рисования Винкельману, создал большую часть иллюстраций к сочинению Винкельмана «Неопубликованные античные памятники» (Monumenti antichi inediti,1767) а также помогал его другу И. Ф. Раффенштайну и художнице А. Кауфман, приехавшей в Рим в 1763 году.

Имя Казановы упоминается среди рисовальщиков гравированного альбома «Древности Геркуланума» (Le antichità di Ercolano), изданного Королевской типографией Неаполя. Дж. Б. Казанова делал рисунки с самых известных античных статуй, копировал картины итальянских мастеров. В 1762 году он продал лорду Бристолю за исключительную сумму в 350 цехинов большой рисунок мелом на картоне с картины «Преображение» Рафаэля. По сообщению Винкельмана, король Англии, получив рисунок в подарок, захотел поместить его рядом с картиной Рафаэля[2]. Для маркграфа Байройтского Казанова скопировал фрески Доменикино в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. После отъезда Менгса в Мадрид в 1761 году Казанова вместе с Антоном фон Мароном два года руководил студией на Виа Систина в Риме. Он получал приглашения от дворов Неаполя и Пармы, получил заказ от Парижской Сорбонны на создание портрета папы Климента XIII и получил главный приз Римской академии.