Марон, Антон фон


Антон фон Марон (нем. Anton von Maron; 8 января 1731, Вена — 3 марта 1808, Рим) — австрийский художник, живописец академического направления. Известен главным образом как портретист.

Антон фон Марон родился в семье художника Иоганна Леопольда Марона (1696—1770) и его жены Анны Катарины. В 1741—1744 годах учился в Венской академии изобразительных искусств. В 1755 отправился в Рим, где жил у своего учителя Антона Рафаэля Менгса. В 1765 году женился на сестре Менгса, художнице Терезе Конкордии. С 1766 состоял в римской Академии Святого Луки[2].

В силу ряда обстоятельств, в первую очередь благодаря знакомству как художника-портретиста с представителями высшего общества, Марон оказался влиятельным посредником культурных миров Вены и Рима второй половины XVIII века. В 1772 году он участвовал в преобразовании Венской академии изобразительных искусств. По его рекомендации художественная школа с этого года стала отправлять своих стипендиатов в Италию. В том же году Марон получил дворянское звание. Впоследствии занимал ряд крупных должностей в художественных академиях Вены и Рима, был директором римской Академии Святого Луки, читал лекции по теории живописи.

В 1757 и в 1760—1761 годах Антон фон Марон совместно с А. Р. Менгсом работал над фресками для римской церкви Сант-Эусебио (Святого Евсевия) и на Вилле Альбани в Риме. С 1778 года Марон под влиянием моды на неоклассический «помпейский стиль» создавал графические реконструкции росписей античной виллы Негрони в Риме, руины которой обнаружили на Эсквилине в 1777 году. Акварели Марона переводил в цветные офорты Анджело Кампанелла[3].

После того, как Менгс в 1761 году был вызван в Мадрид, у Марона появилась возможность занять его место первого художника-портретиста. Одним из первых шедевров Марона стал портрет историка искусств Иоганна Иоахима Винкельмана. Начиная с 1770 года, Марон написал ряд портретов членов австрийской императорской семьи, в том числе изображение императрицы Марии Терезии в одеянии вдовы. Антон фон Марон выполнял также заказы великого князя, а затем российского императора Павла I[4][5].

В конце XVIII века живописная манера Марона вышла из моды. Популярностью стали пользоваться салонные портреты швейцарской художницы Ангелики Кауфман. Однако Антон фон Марон является одним из важнейших представителей раннего австрийского классицизма. В числе его учеников был Джузеппе Маццола.