Пригородное железнодорожное сообщение Казани


В Казани есть развитое движение пригородных электропоездов, которое проходит через т. н. южный и северный внутригородские железнодорожные ходы и соответственно через главный и транзитный вокзалы. Сообщение имеется в стороны 4-х магистральных и местных направлений (на Москву, на Ижевск, на Йошкар-Олу, на Ульяновск), а также транзитное. Также в Казани действуют городские электропоезда, которые дополняют Казанский метрополитен и другой городской транспорт. Оператором-перевозчиком на всех казанских электропоездах с 2011 года является дочерняя РЖД пригородная пассажирская компания (ППК) «Содружество».

Основными конечными пунктами маршрутами казанских пригородных электропоездов от вокзала Казань-1 являются Зелёный Дол, Свияжск, Канаш, (реже Албаба, Шумерля) и Волжск (реже Паратск), а с августа 2022 года также Нижний Новгород на западном (юдинско-зеленодольско-свияжско-канашско-московском) направлении, Арск, Вятские Поляны, Ижевск (реже Сосновка, Кизнер) на восточном (дербышкинско-арско-ижевском) направлении[1]. Есть также транзитный маршрут Юдино — Казань-2 — Дербышки — Бирюли электропоездов по северному ходу и сообщение неэлектрифицированными поездами (и рельсовыми автобусами) на Йошкар-Олу. Дизельные поезда и рельсовые автобусы, ещё недавно ходившие до Буинска (ст. Буа, ульяновское направление), отменены.

На электропоездах действуют электронные бесконтактные смарт-карты, несколько видов проездных абонементных билетов и различные льготы. Оплата проезда возможна как в кассах станций и остановочных пунктов, так и (с 30 руб.) у кассиров-контролёров внутри электропоездов. В первой и второй 10-десятикилометровых зонах (до станций в черте города и ближайших) стоимость проезда в электропоездах (22 руб. с 2016 г.) не выше таковой на городском транспорте (23—25 руб. с 2016 г.) и имеются проездные по тарифу «Городской». В черте города имеется 20 станций и остановочных пунктов электропоездов, которые имеют платформы высокого типа и большинство из которых имеют подземные или надземные переходы и прошли реконструкцию с 2011 года с установкой частичных навесов. В качестве городского транспорта маршрутами западного, восточного и транзитного направлений пригородных электропоездов в основном пользуются пассажиры из отдалённых городских посёлков и микрорайонов, в том числе имеющих численность населения в несколько десятков тысяч крупных Юдино и Дербышки.