Каллиев мир


Ка́ллиев мир — мирный договор между афинянами и персами, завершивший греко-персидские войны. Предположительно, заключён в 449 году до н. э.

В античных источниках существуют разночтения относительно времени заключения мирного договора, положившего конец длительной войне между греками и персами. Согласно Платону мир был заключён после битвы при Эвримедонте (между 469 и 466 годах до н. э.) и перед малой Пелопоннесской войной. Того же мнения придерживается Плутарх[1]. В то же время Геродот[2], Ликург[3] и Диодор[4] относят его ко времени после битвы при Саламине на Кипре (450 до н. э.). Демосфен[5] и Исократ[6] упоминают мирный договор и описывают его условия, не уточняя времени его заключения.

При этом в античных источниках, кроме времени заключения мира имеется другое несоответствие. Согласно Плутарху, руководителя дипломатической миссии Каллия наградили: «Говорят даже, что по случаю этого события афиняне воздвигли алтарь Мира и оказывали особые почести Каллию, участвовавшему в посольстве к царю», а согласно Демосфену, Каллия судили, хотели приговорить к смертной казни, но в конечном итоге наложили на него штраф в 50 талантов — громадную по тем временам сумму.

Каллиев мир явился договором, который ознаменовал завершение продолжительного конфликта между греками и персами. Мир был заключён на равноправных условиях, а не с позиции силы[7]. Как указывает В. М. Строгецкий, «проблема Каллиева мира — одна из наиболее остро дискуссионных в пентеконтаэтии», и «это объясняется тем, что учёные спорят не столько о датировке и условиях договора, сколько об аутентичности его в целом»[8].

Дискуссия об аутентичности Каллиева мира началась ещё в XIX веке. Ряд учёных соглашались с античными источниками относительно историчности Каллиева мира; другие же придерживались противоположного мнения[9]. Они доказывали, что Каллиев мир является афинской фальсификацией, а его запись на стеле появилась в IV веке до н. э. с целью противопоставить «прославленный» Каллиев мир «позорному» Анталкидову миру[10]. Дж. Уолш стал первым современным историком, который доказывал, что Каллиев мир был заключён в 460-е годы до н. э., непосредственно после битвы при Эвримедонте[11].

После появления работ Э. Бэдиана дискуссия относительно существования и времени заключения Каллиевого мира перешла в новое русло. Было предложено неординарное решение, что между Афинами и Персией существовало несколько мирных соглашений, которые и оформили Каллиев мир[12]. С этим мнением соглашаются российские антиковеды Строгецкий и Суриков.