Кампанила Джотто


Колокольня Джотто (итал. Campanile di Giotto) — кампанила кафедрального собора (Дуомо) во Флоренции.

Стоящая отдельно от собора Санта-Мария-дель-Фьоре и баптистерия Сан-Джованни, башня является одним из ярчайших примеров флорентийской готической архитектуры. Скульптурное убранство кампанилы — самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.

Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, в 1340-х годах поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицовавший её тремя типами мрамора.

Фундамент башни заложен ещё в 1298 году Арнольфо ди Камбио, главным архитектором близлежащего собора, строительство которого было начато на два года раньше. Однако через четыре года архитектор умер, и возведение башни было прервано более чем на 30 лет. В 1334 году дело, начатое ди Камбио, продолжил известный художник Джотто ди Бондоне; на тот момент ему было 67 лет. Он сосредоточил все свои силы и энергию на строительстве колокольни для собора. Первый камень заложен 19 июля 1334 года[1]. Проект Джотто сочетался с полихромией собора, применённой Арнольфо ди Камбио, и придавал башне такой вид, будто она была «нарисована». В своем проекте архитектор также использовал технику кьяроскуро и некоторые формы перспективы вместо чертежа строго по линиям.

В 1337 году Джотто умер, успев построить лишь нижний ярус. С трёх сторон он украшен барельефами в шестиугольных панелях, по семь штук с каждой стороны. Во время расширения входа в 1348 году две панели были перемещены на пустую северную сторону, и лишь позже, в 1437 году, там появились пять панелей, выполненных Лукой делла Роббиа. Число «семь» имеет особое значение в библейском смысле: оно символизирует человеческую способность к самосовершенствованию. Установить точное авторство панелей довольно сложно: какие-то приписываются Джотто, а другие могли быть выполнены Андреа Пизано.

В 1343 году строительство башни продолжил Андреа Пизано, создавший южные ворота флорентийского баптистерия. Возводя колокольню, он скрупулёзно следовал чертежам Джотто. Он построил следующие два яруса с четырьмя нишами с каждой их стороны, однако второй ряд ниш пустует. Строительные работы прекратились в 1348 году, когда во Флоренцию проникла чёрная смерть.