Кано, Алонсо


Ало́нсо Ка́но де Альманса (исп. Alonso Cano de Almansa; 19 марта 1601, Гранада, Андалусия — 3 сентября 1667, Гранада) — испанский живописец, скульптор и архитектор эпохи барокко. Его считают основателем гранадской школы живописи[2].

Родители Алонсо были родом из Ла-Манчи. Его отец, Мигель Кано, был уроженцем Альмодовара-дель-Кампо и работал плотником-сборщиком церковных алтарей, а мать, Мария де Альманса Пачеко, была уроженкой Вильярробледо. В 1587 году семья поселилась в Гранаде, где у них родилось восемь детей. Алонсо был седьмым, крещён 19 марта 1601 года в церкви Сан-Ильдефонсо. Двое из восьми детей, должно быть, умерли в Гранаде, поскольку Мигель Кано в своем завещании 1642 года упоминает только шестерых[3].

В 1614 году Мигель Кано переехал с семьёй в Севилью. Между 1614 и 1616 годами Алонсо работал помощником в мастерской отца, затем учился живописи у Франсиско Пачеко, наставника Диего Веласкеса, а скульптуре — у Хуана Мартинеса Монтаньеса; по сведениям А. Паломино — в мастерских живописцев Хуана дель Кастильо и Франсиско де Эрреры Старшего[4].

26 января 1625 года он женился на Марии де Фигероа, вдове Педро де Акосты, церемония проходила в церкви Сан-Висенте (жена умерла в 1627 году). В 1629 году он также начал фигурировать в нотариальных договорах как мастер-скульптор и архитектор. В 1626 в Севилью прибыл Франсиско де Сурбаран и его творчество не могло не оказать влияние на Алонсо Кано. За годы пребывания в Севилье Кано сотрудничал с художниками Фелипе и Гаспаром де Рибас, Луисом Ортисом де Варгасом, Хуаном дель Кастильо, Пабло Леготом, Уседас, Мартином де Андухаром Кантосом, Франсиско Варелой и другими. Дружил с Диего Веласкесом. В мае 1631 года Алонсо вернулся в поселение Сан-Висенте. 31 июля 1631 года он женился в церкви Санта-Марина на Марии Магдалене де Уседа Пинто де Леон, тринадцатилетней девочке, дочери художника Хуана Баутиста де Уседа[5].

В 1637 году он начал готовиться к поездке в Мадрид, куда его призвали на работу к могущественному графу-герцогу де Оливаресу, приближённому короля Филиппа IV. Возможно, его вызвали по предложению Веласкеса. Зимой 1638 года он поселился в Мадриде. В 1642 году отправил своему отцу доверенность на передачу всех своих дел, указав на желание остаться при дворе. Он стал первым королевским архитектором, придворным живописцем Филиппа IV и наставником в рисунке и живописи Бальтасара Карла, принца Астурийского.