Каплевидный щит


Каплевидный или миндалевидный щит — тип щита, применявшегося в Европе в X—XIV веках. Назван так за соответствующую форму, во фронтальной проекции напоминал перевёрнутую каплю или миндаль, острой стороной был направлен вниз.

Данный тип сложился, по-видимому, в Византии[1]. Наиболее ранние византийские изображения таких щитов датируются серединой X века[2].

В Византии их называли щитами-«коршунами», оттуда это название проникло на Британские острова через служивших в Константинополе наемников-англов[3]. В современном английском языке каплевидный щит так и называется — щитом-«коршуном» (Kite Shield).

Видный британский оружиевед Эварт Оукшотт в своей «Археологии оружия» (The Archaeology of Weapons: Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry, 1960) утверждает, что первое известное в Западной Европе изображение подобного щита встречается на миниатюре из «Евангелия Лютара», принадлежавшего императору Оттону III и относящегося к концу X в[4]. Однако приводимое им в качестве доказательства изображение на самом деле является прорисовкой миниатюры более поздней рукописи — «Золотого кодекса» из Эхтернаха (1030—1050 гг.)[5][6], в котором повторно использовали переплет, датируемый 980 годом[7] (что, возможно, и вызвало путаницу); в «Евангелии Лютара» же встречаются лишь изображения овальных щитов, традиционных для Византии[8].

Российский и советский археолог А. Н. Кирпичников, считая каплевидные щиты западноевропейским изобретением, относит их распространение на Руси к эпохе Ярослава Мудрого[9]. Древнейшие русские изображения каплевидных щитов встречаются на миниатюрах Радзивилловской летописи начала XIII века, копирующих, по мнению ряда ученых, более ранние образцы[10].

В XIII столетии каплевидные щиты выходят из широкого употребления в Европе, будучи заменены небольшими треугольными или круглыми щитами и встречаясь лишь эпизодически. Окончательно и на Руси, и в Европе они исчезают к концу XV века. Последнее известное их западноевропейское изображение встречается на одной из миниатюр «Хроники Арагонского Неаполя» Мелчиоре Феррайоло (1498)[11]. Изображения каплевидных щитов, встречающиеся на русских иконах, книжных миниатюрах, фресках и печатях XV—XVI вв., являются, по мнению А. Н. Кирпичникова, данью традиции[12].