Орстхойцы


Орстхойцы, орстхоевцы (самоназв.: Арште, Арштхой, Орстхой, Эрштхой; экзоэтн.: балойцы[К. 2], балсурцы, карабулаки[К. 3]) — историческое этнотерриториальное общество[К. 1] в среде чеченского и ингушского народов. Родина — по течению рек Асса и Фортанга — историческая область Орстхой-Мохк (совр. бо́льшая часть Сунженского района Ингушетии, Серноводский район Чеченской Республики и приграничная часть Ачхой-Мартановского района Чечни, РФ[К. 4]). В традиции чеченской этноиерархии считается одним из девяти исторических чеченских тукхумов, в ингушской традиции — одним из семи исторических ингушских шахаров[3].

К XVIII веку орстхойцы расселились из Орстхой-Мохк севернее — в долину реки Сунжа и сформировали военно-политический союз, бывший одним из самых крупных вайнахских вольных обществ. Часть орстхойцев переселилась ещё восточнее — вплоть до Дагестана, где они составили значительный компонент в этногенезе равнинных аккинцев. В результате Кавказской войны больша́я часть орстхойцев была истреблена, 1366 семей выселилось в Османскую империю, откуда многие вернулись в Россию в 70-х годах XIX века. Не эмигрировавшие и вернувшиеся орстхойцы, наряду с другими вайнахами, в XX веке пережили интеграцию в социалистическое общество СССР и депортацию в Среднюю Азию (бо́льшая часть позднее вернулась). На рубеже XX и XXI веков значительное влияние на жизнь орстхойцев, как и всего населения северокавказского региона, оказал военный конфликт пытавшейся самоопределиться Ичкерии.

На протяжении XX века орстхойцы активно ассимилировались чеченцами и ингушами. Некоторые орстхойцы идентифицировали себя как чеченцы, другие — как ингуши[4]. Орстхойский говор относится к галанчожскому диалекту[1], занимающему промежуточное положение между чеченским и ингушским языками[5]. В наши дни орстхойцы проживают, в основном, в Ингушетии и Чечне. Имеются небольшие группы орстхойцев в ряде стран Ближнего Востока — Иордании, Сирии и Турции. Основная религия среди верующих орстхойцев — ислам суннитского толка.

В официальных переписях населения СССР и современной России орстхойцы не фиксировались, однако, в связи с растущим уровнем национального самосознания и интересом к собственной истории в среде северокавказских народов, некоторые представители вайнахского населения и сегодня продолжают идентифицировать себя как орстхойцы.