Карделли, Сальваторе


Сальвато́ре Карде́лли (итал. Salvatore Cardelli; также Корделли, ошибочно — Соломон Карделли; 16 апреля 1773[1][2], Рим[1] — 12 декабря 1840[1][2], Рим[1]) — итальянский гравёр, многие годы работавший в России.

Сальваторе[К 1] Карделли, по национальности итальянец, уроженец Рима, в 1796 году прибыл в Санкт-Петербург. В 1797 году выполнил очень схожий с оригиналом гравированный портрет императора Павла І. В 1813 (по другим данным, в 1814) году удостоен звания гравёра Его Величества (придворного гравёра) с постоянным жалованием 1 200 рублей в год[3]. Имел статус «назначенного в академики» Императорской академии художеств.

Наиболее известны гравюры Карделли, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года. В частности, Карделли выполнил двенадцать гравированных изображений важнейших побед русских войск над французскими, которые были изданы им в 1813 году альбомом или серией, которая пользовалась широкой популярностью в русском обществе. Шесть из двенадцати однотипных гравюр фактически выполнил помощник Карделли, русский мастер Сергей Фёдоров[4]. Эти гравюры были созданы по рисункам Доменико Скотти и отличаются некоторой наивностью композиций (по выражению одного из исследователей, «с точки зрения техники гравирования листы этой серии не отличаются тщательностью и изяществом исполнения»)[4].

Гораздо большей удачей Карделли-гравёра признают созданную им галерею портретов генералов 1812 года, гравированных с живописных оригиналов других мастеров[5][6][7]. Среди них выделяется «Портрет казачьего атамана графа М. И. Платова», который следует датировать 1810-ми годами. Он награвирован с картины А. О. Орловского (1777—1832) — одного из самых ярких и самобытных русских художников первой четверти XIX века. Мастеровитый гравер Карделли смог весьма убедительно передать особенности цветной картины, написанной масляными красками, в чёрно-белой штриховой манере резцовой гравюры. Залогом успешного «перевода» произведения одного вида искусства на специфический язык другого стало высокое качество самого живописного оригинала[8][9].