Кариан (усадьба)


Кариа́н, Кариа́н-Стро́ганово, Кариа́н-Загря́жское (прежнее название — Загря́дчина) — историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова. Административно находилось в Тамбовском уезде.

Сохранившийся до наших дней усадебный дом занимают учреждения местного значения, в его мезонине располагается музейная экспозиция Знаменского краеведческого музея. На общественных началах сохраняется часть парка Строгановых (ООПТ Знаменский парк культуры и отдыха).

Усадьба Кариан первоначально названа по реке Кариан, в верховье которой оно находится. По традиции к названию усадьбы присоединялось имя владельца. Первыми хозяевами усадьбы были представители рода Загряжских. В начале XVIII века земля у слияния рек Кариана и Цны, в 37 верстах от города Тамбова, пожалована генерал-поручику Артемию Григорьевичу Загряжскому, который перевёл сюда, по данным ревизской сказки, около 500 душ крестьян и дворцовой прислуги. В 1754 году, после смерти А. Г. Загряжского, имение Кариан, вероятно, унаследовали оба его сына — Александр и Николай[K 1].

Вместо сгоревшей сельской деревянной Покровской церкви в 1743—1745 годах на площади перед барским домом и парком по заказу Александра Артемьевича Загряжского[2] была построена одна из первых в Тамбовской губернии каменная церковь, посвящённая иконе Божией Матери «Знамение». По этой церкви село получило название Знаменское[3] (сейчас — Знаменка). Постройка была выполнена по распространённой в то время схеме «восьмерик на четверике». Легенды, связывающие с созданием Знаменской церкви имена В. Расстрелли и В. Баженова, не имеют под собой никакой реальной почвы. Возможно, что церковь в Кариане и церковь в ещё одном поместье Загряжских — Яропольце — строил один и тот же архитектор. В конце XVIII века к храму были добавлены два придела — святого Николая Чудотворца и святой мученицы Александры[1][4] известен по фотографиям начала XX века.

Сведений о том, какие здания входили в усадебный комплекс во второй половине XVIII века, не сохранилось. Господский дом в последующие годы перестраивался много раз. Это большой одноэтажный дом, комнаты в котором, судя по всему, были расположены анфиладой, с высоким подвалом, где находились служебные помещения и жили слуги. Стена парадной залы овальной формы выступает в сад, над центральной частью дома находится мезонин. Купольное перекрытие залы было выполнено из дерева без использования гвоздей[5]. Фасады, видимо, позднее переделывались и в настоящее время выглядят весьма просто[4].