Карматы


Карма́ты (араб. قرامطة‎) — крупное военизированное религиозно-политическое исламское течение, создавшее в 899 году утопическую общину в Бахрейне. Традиционно их отделяют от исмаилитов после того, как их лидер Хамдан Кармат не признал основателя Фатимидского халифата Убайдаллаха имамом и махди и ожидали пришествия истинного «сокрытого» имама Мухаммада ибн Исмаила (внука Джафара ас-Садика).

Среди учёных существуют разные версии, согласно которой, являлись ли карматы ветвью исмаилизма или наоборот, карматы — это «ортодоксальный исмаилизм», а исмаилиты Убайдаллаха аль-Махди — это их ветвь. По предположению арабиста Анри Ламменса, основным учением было именно карматское, а учение исмаилитов лишь его ветвь. Это предположение, вероятно, связано с письмами Низама аль-Мулька, под влиянием которого был и историк XIII века аш-Шатиби. Все трое могут при этом опираться на суннитского историка XI века аль-Ямана, который уверяет о том, что произошла встреча между Хамданом и основателем учения исмаилитов Абдаллахом ибн Маймуном. Современные историки считают это невероятным. При этом в СССР было распространено прямо противоположное мнение, опирающееся на труды ат-Табари, Ибн ан-Надима, ан-Нувайри, аль-Макризи, Ибн Хальдуна, ан-Наубахти и др. Согласно ним, Хамдана обучил один из исмалитских миссионеров. Британский историк Стенли Лейн-Пул считал, что Фатимиды являются потомками карматов. Французский историк Луи Массиньон тоже называл всех исмаилитов карматами опираясь на то, что суннитские авторы называли карматами всех исмаилитов, включая их противников в лице Ибн Хаушаба и Ибн аль-Фадля. При этом есть и историки, которые вовсе отрицают связь между учениями. Среди них — британцы Бернард Льюис, Н. Тейлор, француз Ж. Руссо и русско-индийский историк В. Иванов. В частности по предположению первого между ними была слишком лютая ненависть для того, чтобы иметь что-то общее[1].

Считается, что слово «Кармат» с высокой долей вероятности имеет арамейское происхождение. В источниках зафиксированы различные формы и значения: согласно ат-Табари его звали «Кармитах» («Красноглазый»); ан-Наубахти и Низам аль-Мульк приводят уменьшительное прозвище «Карматик». Существует и предположение, что его фамилия означает «Коротконогий»[2], в частности его высказывал де Гуе. По предположению советского пионера исмаилитоведения Владимира Иванова, это слово означало «крестьянин», либо «сельский житель» и имело не арабское происхождение[3]. Традиционно считается, что последователи Хамдана получили своё наименование «карматы»[~ 1] именно от его фамилии и означает оно не более чем «люди Кармата»[5]. Однако известно, что учёный-шиит из числа двунадесятников аль-Фадль ибн Шадхан[англ.], умерший в 873/74 году, написал опровержение на карматские доктрины. Это означает, что либо Хамдан стал активным за несколько лет до даты, указанной в источниках, либо, наоборот, он взял свою фамилию от группировки, к которой примкнул, а не наоборот[6]