Карне, Марсель


Марсе́ль Карне́ (фр. Marcel Carné; 18 августа 1906, Париж — 31 октября 1996, Кламар, Франция) — французский кинорежиссёр.

Марсель Карне родился 18 августа 1906 года в семье краснодеревщика, матери он не помнил, она рано умерла. Некоторое время работал страховым агентом.

Карне был потрясен, увидев фильм «Колесо» Абеля Ганса и «Парижанку» Чаплина и впоследствии, будучи молодым журналистом, писал статьи об этих фильмах, которые «открыли ему новый мир».

Марсель Карне начал свою кинематографическую карьеру в 1928 году в качестве помощника оператора Ж. Периналя на съёмках фильма «Новые господа» Жака Фейдера. В поисках заработка он послал на конкурс критиков-любителей, организованный журналом «Синемагазин», статьи о наиболее значительных картинах 1928 года, за которые получил первую премию и предложение сотрудничать в журнале. В 1929—1933 годах Карне печатался в различных кинематографических журналах. В 1928 году снял фильм «Ножан — воскресное Эльдорадо», считавшийся утраченным, он был найден в 1968 году и показан парижским киноведам. После просмотра вышел номер «Авансцен дю синема», где режиссёра назвали «предшественником итальянского неореализма». Тут же приводится ответ Карне: «Такие опыты предпринимают и сейчас. Конечно, звук и цвет делают съёмочный процесс более сложным. Но и теперь многие молодые люди отправляются с камерой под мышкой снимать такие фильмы. Если я внес в это движение хоть малую лепту, я горд и счастлив».

В 1930 году Карне выступил ассистентом Рене Клера на съёмках первого шедевра европейского звукового кино — комедии «Под крышами Парижа». В 1933—1935 годах как ассистент Жака Фейдера участвовал в создании трёх его картин. Карне называл себя выходцем из его школы.

В 1936 году снял первый фильм «Женни». Это была мелодрама, написанная Жаком Превером и Жаком Констаном по роману Пьера Роше. Реакция зрителей была благожелательно сдержанной, кассовые сборы — обычными. Критика особого энтузиазма не проявила, его восприняли как «фильм в духе Фейдера» (для которого он первоначально предназначался), профессиональный, но не вполне самостоятельный и потому не слишком интересный.