Картир


Картир (также Кирдэр; пехл. 𐭪𐭫𐭲𐭩𐭫) — зороастрийский священник, один из самых значительных персонажей сасанидской истории, появляется на арене истории при Шапуре I, исчезает с неё уже глубоким старцем при шахиншахе Нарсе (после 293 года). Уже при Шапуре он носил титул эрбада, подобно Тансару, и сопровождал Шапура в его римских кампаниях и во всех странах, где он бывал, «учреждал священные огни и назначал жрецов служить им». Эрбад Картир упоминается в надписи Шапура на так называемой «Каабе Зороастра» (начало 260-х годов), хотя и одним из последних. Сам же Картир в своей надписи, высеченной рядом с рельефом, изображающим царя Шапура I, заявляет, что царь царей Шапур назначил его «по всей стране — могущественным владыкой всех жрецов».

Картир высекал надписи, подобно царям, — случай уникальный не только для сасанидского Ирана. В них он рассказывал о своих заслугах и о своей карьере: учреждение храмов огня, укрепление веры в богов, преследование иноверцев, повышение благосостояния жреческого сословия. «Я, Картир, — высечено на „Каабе Зороастра“, — в то время при содействии царей и владык многие огни (то есть храмы огня) и магов занёс в государственные записи. И для меня великое почтение моему собственному имени в государственных записях и постановлениях было записано. <…> я был тем Картиром, которого при Шапуре, царе царей, звали „Картир, магупат и херпат“, а при Хормизде, царе царей, и Варахране, царе царей, сыновьях Шапура, называли „Картир, магупат Ормазда“, а при Варахране, царе царей, сыне Варахрана, называли „Картир, хранитель души Варахрана, магупат Ормазда“». Постепенно Картир стал главой всех жрецов и верховным жрецом государства, сосредоточив в своих руках огромные храмовые богатства и земли.

Картир действовал фанатично и неуклонно. Он активно обращал иноверцев в зороастризм: подчинённые ему жрецы сопровождали войска персидских царей, насаждая на завоёванных территориях «истинную веру». Он яростно боролся с адептами иных религий и «неортодоксальными» зороастрийцами, о чём и повелел записать на «Каабе Зороастра», а также в надписи за фигурой Шапура в Накше-Рустаме и надписи в Накше-Раджабе: «И от шахра к шахру, от области к области, по всей стране дела Ормазда и богов возвысились, и вера маздаяснийская и маги получили по всей стране великое господство… И Ахриман и дэвы получили великий удар и мучение, и вера Ахримана и дэвов отступила из страны и была изгнана. И иудеи, и буддийские жрецы, и брахманы, и назареи, и христиане, и мандеи, и зиндики (манихеи) в стране были разбиты, и (их) идолы разбиты, убежища дэвов разрушены, обители богов (храмы) воздвигнуты… И от шахра к шахру, от области к области многие … храмы были основаны».