Кассаветис, Джон


Джон Николас Кассаветис (англ. John Cassavetes; 9 декабря 1929 — 3 февраля 1989) — американский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Он считается одним из важнейших представителей американского независимого кино. Фильмы Кассаветиса оказали влияние на Жан-Люка Годара, Мартина Скорсезе, Жака Риветта, Нанни Моретти[4], развивших его идеи. Номинировался на «Оскар» как актёр, режиссёр и сценарист. Отец режиссёра Ника Кассаветиса.

Широкой публике Джон Кассаветис известен как актёр, снявшийся в фильмах Романа ПоланскиРебёнок Розмари») и Брайана Де ПальмыЯрость»). Кассаветис использовал свою известность и деньги, заработанные в Голливуде, для того, чтобы снимать фильмы, нетрадиционные для американского кинематографа того времени.

Джон Кассаветис родился в Нью-Йорке, в семье греческих иммигрантов Кэтрин и Николаса Джона Кассаветисов. Первые годы он провёл со своей семьёй в Греции и, когда вернулся в Штаты в возрасте семи лет, не говорил по-английски. Дальнейшее его детство прошло в Нью-Йорке на Лонг-Айленде. После окончания в 1950 году Американской академии драматического искусства Кассаветис продолжил играть в театре, исполняя небольшие роли в кино, и начал работать на телевидении.

В это время он познакомился с актрисой Джиной Роулендс, ставшей в 1954 году его женой. К 1956 году Кассаветис начал преподавать актёрское мастерство на семинарах в Нью-Йорке. Одна из импровизаций на этих семинарах вдохновила его на сценарный и режиссёрский дебют «Тени» (1959; первая версия 1957). В 1957 году, участвуя в нью-йоркском радиошоу «Night People», в разговоре с ведущим Джином Шепердом о своей недавней роли в фильме Мартина Ритта «Городская окраина» Кассаветис внезапно объявил, что фильм разочаровал зрителей и что он способен снять более хорошую картину. В конце передачи он призвал слушателей, заинтересованных в создании кино, альтернативного Голливуду, прислать доллар или два для финансирования «кино про людей». В течение следующих нескольких дней радиостанция собрала более 2000 долларов. Будучи верен своему слову, Кассаветис начал съёмки, даже несмотря на то, что не имел чёткого представления о фильме[5].

Кассаветис не смог добиться выпуска фильма в американский прокат, но «Тени» выиграл приз кинокритиков на Венецианском кинофестивале. Позднее европейские дистрибьюторы представляли картину в США уже в качестве импорта. Киновед Кирилл Разлогов считает[6], что «картина „Тени“ (1957) стала манифестом нового подхода к кинематографу, новых проблем, новой чувственности в американском кино». Хотя кассовые сборы фильма в Соединённых Штатах были незначительными, он привлёк внимание голливудских студий. Кассаветис режиссировал две голливудские картины в начале 1960-х — Too Late Blues (1961) и «Ребёнок ждёт» (1963).