Годар, Жан-Люк


Жан-Люк Года́р (фр. Jean-Luc Godard, 3 декабря 1930[1][2][…], VII округ Парижа, Франция[10] — 13 сентября 2022[3][4][…], Ролль, Во, Швейцария[5][6][…]) — франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажёр и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе. Его фильмы 1960-х годов оказали революционное влияние[11] на мировое киноискусство.

В начале своей карьеры кинокритика во влиятельном журнале Cahiers du Cinéma Годар критиковал «традицию качества» основного французского кинематографа, в котором не придавалось особого значения инновациям и экспериментам.[12][13] В ответ он и критики-единомышленники начали снимать свои собственные фильмы[13], бросая вызов условностям традиционного Голливуда в дополнение к французскому кинематографу.[14] В 1964 году Жан-Люк Годар описал влияние себя и коллег: «Мы ворвались в кино, как пещерные люди в Версаль Людовика XV».[15] Его часто считают самым радикальным французским режиссёром 1960-х и 1970-х годов[16]; его подход к фильмам, политике и философии сделал его, пожалуй, самым влиятельным режиссёром французской новой волны. В его работах часто используются дань уважения и ссылки на историю кино и часто выражаются его политические взгляды; он был заядлым читателем экзистенциалистской[17] и марксистской литературы, а в 1969 году вместе с другими радикальными кинематографистами сформировал «Группу Дзига Вертов» для продвижения политических работ.[16] После новой волны его политика стала менее радикальной, а его более поздние фильмы посвящены человеческому конфликту и художественному представлению «с гуманистической, а не марксистской точки зрения».[16]

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом[18] и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно  (англ.), натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно[19][20].

Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне, он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона  (фр.)[21]. Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию[22]. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию.