Катастрофа Ан-28 под Кярдла


Катастрофа Ан-28 под Кя́рдла — авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 23 ноября 2001 года. Авиалайнер Ан-28 эстонской авиакомпании ELK Airways (ELK Lennuliinid), выполнявший внутренний рейс ELK1007 по маршруту ТаллинКярдла, рухнул на землю недалеко от аэропорта Кярдла (Хийумаа). Из находившихся на его борту 17 человек (14 пассажиров и 3 члена экипажа) погибли 2.

Ан-28 (регистрационный номер ES-NOV, заводской 1AJ003-03, серийный 03-03) был выпущен авиационным заводом «PZL-Mielec» (Польша) в сентябре 1986 года. 9 октября того же года получил бортовой номер СССР-28814 и был передан авиакомпании «Аэрофлот» (Коми УГА, Сыктывкарский ОАО); с июля 1994 года находился на хранении, 28 января 2000 года был списан. 31 марта 2000 года был куплен эстонской авиакомпанией Enimex и его б/н сменился на ES-NOV. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями ТВД-10Б. На день катастрофы налетал 1690 часов[1][2].

Рейс ELK1007 обслуживал самолёт Ан-28 борт ES-NOV авиакомпании Enimex, который выполнял полёты по договору лизинга с авиакомпанией ELK Airways[1][4].

Рейс 1007 вылетел из Таллина в 18:05 EET (16:05 UTC), на его борту находились 3 члена экипажа и 14 пассажиров, в том числе 2 ребёнка; среди пассажиров были жители острова Хийумаа и туристы[1][5][6]. Полёт проходил на эшелоне FL60 (1850 метров), в полёте были небольшая турбулентность и обледенение, противообледенительная система была включена[1].

В 18:20 второй пилот сообщил готовность к снижению. Авиадиспетчер аэропорта Кярдла разрешил снижение до высоты 420 метров[1]. В 18:29 авиадиспетчер спросил, продолжает ли самолёт снижение или выполняет навигацию по радиомаяку; КВС ответил, что продолжает снижение. Через 10 секунд авиадиспетчер сказал сообщить процедуру захода на посадку; КВС ответил, что видит взлётно-посадочную полосу и выполняет заход на посадку[1].

Связь с центром УВД аэропорта Кярдла поддерживалась на английском языке, а ближе к концу полёта — на русском языке. Примерно за 30-35 секунд до катастрофы самолёт внезапно попал в зону турбулентности, КВС воскликнул: «Вот это швырнуло!»[4].