Катастрофа Boeing 737 под Бейрутом


Катастрофа Boeing 737 под Бейрутом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 25 января 2010 года. Авиалайнер Boeing 737-8AS авиакомпании Ethiopian Airlines совершал регулярный межконтинентальный рейс ET409 по маршруту БейрутАддис-Абеба, но через 5 минут после взлёта рухнул в Средиземное море в 3,5 километрах от побережья и в 11 километрах от аэропорта Бейрута. Погибли все находившиеся на его борту 90 человек — 82 пассажира и 8 членов экипажа[1][2][3][4].

Boeing 737-8AS (регистрационный номер ET-ANB, заводской 29935, серийный 1061) был выпущен в 2002 году (первый полёт совершил 18 января). 4 февраля того же года был передан бюджетной авиакомпании Ryanair (борт EI-CSW). 12 сентября 2009 года был куплен авиакомпанией Ethiopian Airlines и получил бортовой номер ET-ANB. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями CFM International CFM56-7B27. 25 декабря 2009 года прошёл полное техническое обслуживание, никаких неполадок обнаружено не было. На день катастрофы совершил 17 823 цикла «взлёт-посадка» и налетал 26 459 часов[5][6].

Среди пассажиров на борту самолёта находилась Марла Пьеттон (фр. Marla Pietton), супруга посла Франции в Бейруте (по сообщению представителя сотрудника посольства Франции в Ливане Энн Шарлотт (фр. Anne Charlotte))[8][9].

Также на борту самолета находилась пассажирка из России — 37-летняя Анна Абс, проживавшая в Ливане[10][11].

Рейс ET409 вылетел из Бейрута в 00:36 UTC в условиях грозовой активности в районе аэропорта Бейрута и ветре переменных направлений со скоростью 14 км/ч[12][13][14]; взлёт выполнялся в условиях штормовой погоды[15], о чём свидетельствовал метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде (METAR): OLBA 250000Z 31008KT 280V340 8000 VCTS FEW020CB SCT026 13/06 Q1014 NOSIG =[* 1].

Вскоре после взлёта рейс 409 повернул вправо на курс 315° и после этого, сменив частоту, ещё раз связался с диспетчером аэропорта Бейрута. Диспетчер дал указание выполнить левый разворот на курс 270°, пилоты подтвердили эту информацию, но лайнер продолжал набирать высоту, не сохранив данный курс. На высоте 2346 метров лайнер попал в сильную болтанку, из-за чего он резко накренился на влево на 32° и снизился до 2011 метров; после того, как тряска прекратилась, рейс 409 снова начал набирать высоту. В 00:40, на высоте 2743 метра, лайнер внезапно повернул влево, затем опрокинулся влево на 118° и понёсся вниз.