Катастрофа Boeing 747 под Токио


Катастрофа Boeing 747 под Токио — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 12 августа 1985 года и ставшая второй из крупнейших в мире. Авиалайнер Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Air Lines (JAL) совершал плановый внутренний рейс JAL 123 по маршруту ТокиоОсака, но через 12 минут после взлёта у него разрушился хвостовой гермошпангоут — переборка, отделяющая хвостовой пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается примерно постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолёта.

Разрушение гермошпангоута привело к нарушению герметичности трубопроводов всех четырёх гидросистем (они вышли из строя и лайнер полностью потерял управление) и к проникновению воздуха салона в полость вертикального хвостового стабилизатора (он оторвался от фюзеляжа из-за резкого перепада давления между внутренним объёмом стабилизатора и наружным воздухом).

Экипаж сумел продержать неуправляемый самолёт в воздухе 32 минуты, но в итоге лайнер врезался в гору Такамагахара в 100 километрах от Токио. Из находившихся на его борту 524 человек (509 пассажиров и 15 членов экипажа) выжили 4[1]; при этом ещё несколько десятков пассажиров также выжили в катастрофе, но из-за проявленной некомпетентности спасательных служб Японии они умерли, не дождавшись помощи.

Это вторая по количеству погибших катастрофа за всю историю авиации (после столкновения на Тенерифе двух Boeing 747)[* 1], крупнейшая авиакатастрофа в 1980-х годах и крупнейшая катастрофа одного самолёта, а также крупнейшая авиакатастрофа в истории Азии.

Boeing 747SR-46 (регистрационный номер JA8119, заводской 20783, серийный 230) был выпущен компанией «Boeing» в 1974 году (первый полёт совершил 28 января) по спецзаказу для эксплуатации на внутренних авиарейсах Японии. 19 февраля того же года был передан авиакомпании Japan Air Lines (JAL). Оснащён четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7A. На день катастрофы 11-летний авиалайнер совершил 18 835 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 030 часов[2][3].

Также на борту находилась стюардесса Юми Отиаи (англ. Yumi Ochiai, яп. 落合 由美, 26 лет), но она летела как пассажир.