Кельтское возрождение


Кельтское возрождение (англ. Celtic Revival), также Кельтские сумерки (англ. Celtic Twilight)[1] — британское эстетическое движение XIX—XX веков, основанное на интересе к различным проявлениям кельтской культуры, истории, мифологии и фольклора[2]. Важнейший вклад в движение внесли писатели, опиравшиеся на традиции ирландской, шотландской и валлийской литературы, и художники, обращавшиеся к стилю и методам раннесредневекового кельтского искусства. За пределами Британии наибольшую известность получило ирландское литературное возрождение  (англ.), к которому относится творчество таких выдающихся писателей и поэтов, как Уильям Батлер Йейтс, лорд Дансени, Огаста Грегори, Джон Синг, Джордж Рассел, Эдвард Мартин  (англ.) и Элис Миллиган  (англ.)[3][4].

Кельтское возрождение возникло отчасти как реакция на модернизацию, особенно в Ирландии, где отношения между старинными обычаями и нововведениями оставались напряжёнными, а нация в целом, по словам Терри Иглтона, «так и не преодолела рубеж, отделяющий традицию от современности». «Старина» переосмыслялась в романтическом ключе, что нередко влекло за собой отступления от исторической достоверности и, в то же время, формировало мифопоэтические и символические образы прошлого в творчестве художников и литераторов[5].

Одним из наглядных последствий кельтского возрождения стало возвращение кельтского креста в практику монументального и погребального искусства во многих странах Западной Европы и Нового Света[6].

К концу XVII века благодаря таким историкам и любителям древностей, как Оуэн Джонс  (англ.) в Уэльсе и Чарльз О'Конор  (англ.) в Ирландии, набрали ход исследования в области гэльской и валлийской истории и культуры. Энтузиасты находили и публиковали ключевые памятники раннесредневековой письменности, привлекали внимание общественности к сохранившемуся материальному наследию, собирали и записывали образцы устного народного творчества.

Во второй половине XVIII — первой трети XIX веков валлийский антиквар и писатель Иоло Моргануг положил начало традиции горседов  (англ.), которая, в свою очередь, породила движение неодруидизма.

В тот же период значительно, с началом эпохи романтизма, возрос интерес к гэльской культуре Шотландии. Этому способствовала широкая известность, которую получили «оссиановские» поэмы Джеймса Макферсона, исторические романы Вальтера Скотта и поэзия Томаса Мура. Увлечение гэльским фольклором и народной музыкой распространилось далеко за пределы Британии и отразилось в творчестве европейских писателей и композиторов (в частности, обработки шотландских народных песен создавал Людвиг ван Бетховен[7]). В то же время укрепление кельтского национального сознания влекло за собой подъём националистических движений по всей Великобритании; особенно интенсивно эти процессы шли в Ирландии.