Киберспорт


Ки́берспо́рт (также известен как «компью́терный спорт» или «электро́нный спорт», англ. esports) — командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных игр[1][2].

Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, различаемых свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов[3][4]: шутеры от первого лица, стратегии в реальном времени, спортивные симуляторы, автосимуляторы, авиасимуляторы, файтинги, командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры и т. д.[5]

Игры турниров транслируются в прямом эфире в интернете, собирая многомиллионную аудиторию[7]. Например, за финалом The International 2015, наблюдало более 4,6 млн зрителей[8], а в 2020 году зрители провели на трансляциях матчей первого дивизиона российского турнира EPIC League более 21 млн часов[9].

С 2024 году киберспорт признан олимпийской дисциплиной, первые олимпийские киберспортивные игры пройдут в 2025 году в Саудовской Аравии.

Первый известный турнир по компьютерным играм прошёл 19 октября 1972 года, в рамках которого три десятка студентов Стэнфордского университета сразились в Spacewar! за годовую подписку на журнал Rolling Stone[10][11]. С развитием аркадных игр начали появляться соревнования по набору очков: так, с 1980 года начали проводиться чемпионаты Atari’s Space Invaders Championship с тысячами участников, а в 1982—1984 годах поединки на игровых автоматах транслировались в прямом эфире в рамках шоу Starcade[англ.]. В 90-е был проведён первый турнир The Nintendo Championship[англ.], в рамках которого участники соревновались в получении очков в таких играх, как Super Mario Bros.[11]

В 1996 году появляется EVO[12] (изначально имел название Battle by the Bay), проводящий турнир по игре Street Fighter II).