Кид, Томас


Томас Кид (англ. Thomas Kyd; 1558, Лондон — 1594, Лондон) — английский драматург, автор популярнейшей в своё время «Испанской трагедии», одного из самых известных образцов трагедии мести[1].

Томас Кид родился в Лондоне в семье нотариуса Фрэнсиса и Анны (или Агнессы) Кид и был крещён 6 ноября 1558 года в церкви Святой Марии (church of St Магу Woolnoth). С 1565 года учился в престижной купеческой школе Мерчант-Тэйлорз-скул (Merchant Taylor's School). Несмотря на то что среди писателей-елизаветинцев его причисляют к числу так называемых «университетских умов» (наряду с Кристофером Марло, Робертом Грином, Томасом Нэшем, Джоном Лили, Томасом Лоджем, Джорджем Пилем), сведений о том, что он учился в Кембридже или Оксфорде, а также закончил ли он вообще школу, не сохранилось[2][3].

Дальнейшую судьбу Кида можно восстановить только фрагментарно. Вероятно, закончив учиться, он продолжил дело отца. В 1580-е годы Кид начинал переводить пьесы и создавать свои. В 1587—1593 годах состоял на службе у одного аристократа, а в 1591 году на паях снимал квартиру вместе с Кристофером Марло. Через два года из-за знакомства с Марло у Томаса начались неприятности — он был заподозрен в антигосударственной деятельности; затем его обвинили в атеистических взглядах на мир; 12 мая 1593 года Кида арестовали, а затем и пытали. В скором времени его выпустили из заключения, но он стал духовно сломленным человеком и прожил, как считается, после всех этих событий не более года[4].

Большая часть сочинений Кида утрачена или не поддаётся атрибуции. В числе сохранившихся произведений — перевод из Торквато Тассо «Философия домохозяина» (англ. The Householder’s Philosophy; 1588), памфлет «Убийство Джона Бруэна» (англ. The Murder of John Brewen; 1592) и трагедия «Корнелия» (англ. Cornelia; 1594), являющаяся переводом пьесы «Корнелия» (фр. Cornelie, 1573) французского драматурга Робера Гарнье[5].

Казалось бы, парадокс, странность, причуда. Но факт остаётся фактом. Из всех произведений елизаветинских драматургов наибольшую популярность у современников завоевали не «Гамлет» и не «Доктор Фауст», а «Испанская трагедия». А любовь публики к Иеронимо (её главному герою) носила поистине иррациональный характер. Известна пересказанная в 1630-е годы (то есть спустя почти полвека после создания пьесы!) скандальная история с дамой, которая отвергала на смертном одре все духовные утешения, взывая: «Иеронимо! Иеронимо! Дайте мне посмотреть, как играют Иеронимо!»