Киляр, Войцех


Во́йцех Ки́ляр (пол. Wojciech Kilar; 17 июля 1932, Львов — 29 декабря 2013, Катовице) — польский композитор, автор музыки к многочисленным фильмам.

Отец композитора был врачом-гинекологом, мать — актрисой. Учился музыке во Львове, Кракове и Катовице, куда переехал в 1948 году (ученик Владиславы Маркевичувны). Окончил академию имени Кароля Шимановского, где учился по классу фортепиано и композиции у Болеслава Войтовича, получил диплом с отличием в 1955. В 19591960 получил стипендию во Франции, где учился у Нади Буланже.

Киляр начал сочинять музыку в конце 1950-х годов. Он придерживался традиционных форм и классического мелодизма; в его творчестве ощущалось влияние Белы Бартока, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева. В 1960-х годах вместе с Кшиштофом Пендерецким и Хенриком Гурецким был одним из создателей польского музыкального авангарда, использовавшего принципы серийной музыки и додекафонии.

Индивидуальный музыкальный стиль Киляра сложился в 1970-х годах. Одно из наиболее значительных его сочинений этого периода — Krzesany (1974).

В дальнейшем Киляр стал известен, прежде всего, как кинокомпозитор. Он был автором музыки более чем 130 фильмов, поставленных столь знаменитыми режиссёрами, как Казимеж Куц, Войцех Хас, Кшиштоф Занусси, Ежи Гофман, Роман Полянский, Януш Маевский. Кроме польских фильмов, Киляр писал музыку ко многим картинам известных режиссёров Европы и Америки, включая Фрэнсиса Форда КопполуДракула»). Без музыки Киляра трудно представить себе знаменитый аллегорический финал анимационного фильма Поля Гримо «Король и птица», а также не менее знаменитый рефрен «Опаздывающий на поезд» из картины Кшиштофа Кесьлёвского «Случай». В мелодраме Ежи Гофмана «Прокажённая» музыка способствует преодолению прямолинейности сюжета, возвышает происходящее до уровня экзистенциальной драмы.

В своём творчестве Анджей Вайда сотрудничал с разными композиторами, а иногда и обходился исключительно цитатами из классических сочинений. Киляр написал музыку к шести его картинам. Особенно удачен контраст двух музыкальных тем в «Земле обетованной», подчёркивающий непримиримый конфликт между традиционными ценностями шляхты и отнюдь не протестантской «этикой» лодзинского промышленного капитализма.