Киндяковка


Киндяковка — микрорайон Железнодорожного района Ульяновска. Находится в южной части Железнодорожного района Ульяновска. Является самым большим микрорайоном района. Площадь микрорайона составляет около 55 км². Население составляет примерно 60 % от населения Железнодорожного района, то есть около 44 тыс. чел.

Микрорайон Киндяковка расположен на высоком водоразделе между реками Волгой и Свиягой. Чётких юридически обозначенных границ Киндяковка не имеет, но фактически её северная граница проходит по выемке железной дороги на рубеже улиц Локомотивной и Кирова. Западная граница Киндяковки проходит по извилистому берегу реки Свияги, восточная — по берегу громадного зеркала ульяновского плёса Куйбышевского водохранилища, южная — по линии от Посёлка имени Карамзина до микрорайона Опытное Поле. Историческое ядро Киндяковки — бывшая деревня Винновка, которую до 1918 года называли Киндяковкой, поместье Киндяковых.

Название закрепилось в начале XX века, которому способствовала железнодорожная станция «Киндяковка» Московско-Казанской железной дороги, а также экономика «Киндяковка» — передовое сельскохозяйственное предприятие владелицы Е. М. Перси-Френч[1], находившиеся ранее на месте современной железнодорожной станции «Ульяновск-Центральный».

12 мая 1896 года началось строительство новой железнодорожной ветки от станции Инза до станции Симбирск Московско-Казанской железной дороги, а 28 декабря 1898 года, рядом с сельцом Винновка, открылся разъезд который назвали «Киндяковка»[2], а в 1916 году открылась ж/д станция «Киндяковка»[3][4][5]. По началу здесь жили рабочие обслуживающие разъезд и станцию[6][7]. Первой улицей стала — Диспетчерская.

В октябре 1910 года с городского ипподрома (располагался на территории современного Ульяновского моторного завода, примерно в районе остановки «По требованию» (заправка Татнефть), переведён в северную часть города в 1948 г.) был совершён первый полёт аэроплана над Симбирском. Моноплан «Анрио», пилотируемый графом Михаилом Фёдоровичем Сципио дель Кампо, пролетев в сторону ближайшего леса (Винновская роща), затем повернул к железнодорожному вокзалу Симбирск-I и вернулся к месту взлёта[8][9]. А 29 июня 1912 года, снова с ипподрома, состоялся полёт Александра Алексеевича Васильева. На аэроплане Blériot («Блерио») он поднялся на высоту 200 метров, затем 300 метров, выполнил несколько сложных фигур в воздухе и, совершив три круга над ипподромом, благополучно приземлился[10].

В 1918 году здесь проходили ожесточённые бои Гражданской войны[11]. См. статью: Симбирская операция.