Кинематограф Пакистана


Кинематограф Пакистанакинематограф азиатского государства Пакистан. Большинство фильмов были выпущены на урду и панджаби. Видеофильмы пакистанской киноиндустрии часто известны под названием Лолливуд, по аналогии с Голливудом, Болливудом и Нолливудом.

Основы кинематографа Пакистана были заложены мусульманскими фильмами Британской Индии[1]. В 1930-х годах в Лахоре была создана студия по производству немых фильмов, позже переоборудованная для съёмок звукового кино. К середине 1940-х Лахор стал одним из центров индийской кинематографии, где производилось до 100 фильмов в год[2][3]. Во время раздела Британской Индии в 1947 году, который привел к образованию государства Пакистан, две доминирующие лахорские киностудии были практически разрушены в результате погромов. Множество актёров, режиссёров и других кинематографистов, исповедующих индуизм, покинули город[2].

В 1948 году на экраны вышел первый пакистанский фильм Teri Yaad[4][5], созданный на единственной уцелевшей в стране киностудии. Это был единственный художественный фильм, снятый в тот год. Однако ограничения на импорт фильмов из Индии способствовали развитию пакистанской киноиндустрии[6]. В 1950 году было выпущено уже 9 полнометражных художественных фильмов, в 1955 — 20, в 1961 — 48. Всего за 1948—1962 годы было снято 420 кинокартин, из них 60 % на урду, 35 % на панджаби и 5 % на бенгальском языке. До середины 1950-х годов производство фильмов было сосредоточено в Западном Пакистане[7]. В 1956 году впервые был снят фильм в Восточном ПакистанеMukh O Mukhosh[8].

Из-за строгих ограничений цензуры фильмы 1950-х и 1960-х были преимущественно аполитичными[6] мелодрамами, часто направленными против западного влияния в «высшем обществе». Среди фильмов того времени стремящихся к реализму можно выделить «Настанет день» (1959) А. Кардара[en], «Опозоренный» (1967) И. Шахзада, «Река течёт» (1969) Х. А. Рахмана[1].

В 1970-х Восточный Пакистан добился независимости, став отдельным государством Бангладеш. В стране осталось 9 киностудий: семь — в Лахоре и две — в Карачи. В 1974 году на них было снято более 100 фильмов, главным образом на урду и панджаби. Периодически фильмы снимались на синдхи, пушту, гуджарати и сирайки. Большинство картин было черно-белыми[2]. К 1980-м годам количество снимаемых в стране фильмов стабилизировалось на уровне более 50 в год. Основными темами были несчастная любовь, роковые страсти и столкновение добра и зла. Среди режиссёров этого периода можно выделить А. Камела, С. Сулемана, Ш. Найара и А. Башира[en][1].

Aina, выпущенная 18 марта 1977 года, ознаменовала отчетливый символический разрыв между так называемым либеральным периодом правления Зульфикара Али Бхутто и все более консервативным, но революционным, режимом Мухаммада Зия-уль-Хака. Фильм показывали в кинотеатрах более 400 недель (почти 8 лет), последний раз его показывали в «Scala» в Карачи, где он шел более четырех лет. Aina считается самым популярным пакистанским фильмом всех времен.