Клише (искусство)


Клише́ (от фр. cliché), также речевой штамп[2] (литературный штамп, киноштамп и т. д.) — в искусстве установленная традицией застывшая форма (мотив, тема). Клише применяется в традиционных сюжетах произведений искусства, в научной литературе, в разговорной речи.

Слово заимствовано русским языком в середине XIX века из французского языка, где cliché — производное от clicher «делать оттиски»[3].

С точки зрения применения клише обеспечивает наиболее лёгкий, краткий и бездумный путь к отражению нужного содержания высказывания; с точки зрения восприятия — это злоупотребление наименее оригинальным и наскучившим обществу способом выражения мысли. Клише — категория оценочная, зависящая от внешних обстоятельств речи и потому исторически изменяющаяся[2].

Слово часто употребляется для описания часто повторяющихся элементов в разных направлениях искусства. Штампы часто использовались при отсутствии новых идей, или наоборот, для осуществления каких-либо сюжетных действий. Также следует учитывать, что ввиду огромного количества выпускаемых фильмов, книг и музыки трудно избежать повторения.

Высмеивание штампов часто служит приёмом сатиры или пародии. Так, высмеиванию клише отводится много места в «Южном Парке» и «Симпсонах», штампы металлической музыки высмеиваются в творчестве групп Nanowar и Dethklok, а в западном кинематографе снято много фильмов, которые, путём абсурда и преувеличения, высмеивали штампы и клише различных фильмов или жанров — «Очень страшное кино», «Робин Гуд: Мужчины в трико», «Голый пистолет» и многие другие. В 1980-х в США также сформировался жанр кинопародии, где часто количество штампов доводилось до абсурда для комического эффекта.

Использование клише можно оценивать как положительно, так и отрицательно. Чрезмерное следование клише лишает произведение оригинальности и обесценивает авторский замысел. Положительным в использовании клише является следование стереотипам психологии и облегчение коммуникации.


Визуальное клише «красавица и чудовище» (постеры фильмов)[1]