Киргизская литература


Кирги́зская литерату́ра (кирг. Кыргыз адабияты) — совокупность письменных и устных произведений на киргизском языке, история которых берёт начало в XIX веке[1].

До возникновения киргизской письменности литература киргизов развивалась в форме устного творчества. Существовала традиция устной киргизской народной поэзии, начиная от лирики и заканчивая эпосом. Из киргизских поэтических произведений известны пастушеские («Бекбекей») и любовно-лирические песни («Секетбай», «Кюйгон»), кошок (плачи), пословицы и поговорки, сказки, эпосы («Курманбек», «Кедейхан», «Коджоджаш», «Сарынжи-Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Эр-Тоштюк», «Жаныл Мырза», «Эр-Табылды», «Джаныш-Баиш») и другие[2][3].

Особо важное значение для киргизского народа имеет героический эпос «Манас». Его популяризации способствовали манасчи (сказители), державшие его в памяти[2]. Первые записи эпоса «Манас» и других киргизских поэм сделали в середине XIX века русский учёный-тюрколог Василий Радлов и казахский учёный Чокан Валиханов[4]. Наиболее значительными манасчи считаются Сагымбай Орозбаков, со слов которого записано двести пятьдесят тысяч строк эпоса, и Саякбай Каралаев, устно передавший самый полный вариант эпоса, достигающий почти полмиллиона строк[3].

Одной из составляющей киргизской устной поэзии является творчество акынов (поэтов-импровизаторов)[5]. К концу XIX века в акынской поэзии Кыргызстана выделялось два направления: сторонники прогресса и воссоединения с Россией (Токтогул Сатылганов, Тоголок Молдо) и защитники традиционного уклада жизни, противопоставляющие киргизский народ русскому[2]. В предреволюционные годы начал свою литературную деятельность ученик Токтогула, классик киргизской литературы Барпы Алыкулов. В своих песнях он разоблачал жестокость ханов, феодалов, показывал тяжесть наёмного труда, жизнь человека под гнётом баев[6].