Китабхане


Китабхане (также «китабхана»; от араб. и перс. «китаб» — книга, перс. «хане» — дом) — библиотека-мастерская в средневековых странах ислама.

Первоначально в странах, где распространился ислам, переписывались только Коран и хадисы. В качестве писчего материала на Ближнем Востоке издревле использовался папирус, производство которого в Египте представляло собой целую индустрию (особенно дорогие экземпляры Корана писались на пергамене, иногда золотом). Первые исламские государственные образования — государства Омейядов и Аббасидов — в этом отношении сильно зависели от Египта, поскольку вся деловая переписка велась на папирусе. Проникновение в Арабский халифат более дешевой и удобной, чем папирус, бумаги произошло после Таласской битвы. С 935 года совершенно прекращаются датированные папирусы, в то время как с 912 года появляются датированные документы на бумаге[1].

Копиисты-переписчики и иллюстраторы работали при дворах государств Газневидов (9771118) и Фатимидов (9101171). Однако после падения Фатимидов часть каллиграфов и художников перебралась в аббасидский Багдад.

Первая настоящая китабхане, то есть библиотека, в которой, кроме накопления книг, осуществлялись переводы с других языков, делались копии не только религиозных, но литературных и научных сочинений, появилась, судя по всему, в Багдаде при дворе халифов. Самые ранние из дошедших до наших дней арабских иллюстрированных манускриптов датируются концом XII века. В дальнейшем китабхане стали появляться при всех дворах и во всех крупных городах Ближнего и Среднего Востока. Самые крупные книжные собрания насчитывали по нескольку десятков тысяч манускриптов (например, в шахской китабхане Сефевидов в Тебризе хранилось около 70 000 книг).

Китабхане представляла собой большое собрание ценнейших, подчас довольно древних рукописей. В китабхане они копировались или варьировались, заново украшались миниатюрами и изящными переплетами. По существу, китабхане в Средние века была средоточием всей духовной и культурной жизни города, области или двора правителя. Здесь собирались лучшие художники, переписчики-каллиграфы, поэты и мыслители. Самые крупные китабхане существовали при шахских дворах.

Во главе китабхане стоял начальник — китабдар, которым обычно назначали одного из самых талантливых каллиграфов или художников. В создании книги принимали участие: