Китайская народная религия


Кита́йская наро́дная рели́гия (кит. трад. 中國民間信仰, упр. 中国民间信仰, пиньинь Zhōngguó mínjiān xìnyăng, палл. Чжунго миньцзянь синьян) или шэни́зм (от кит. , пиньинь shén, палл. шэнь «божество, дух») — комплекс религиозных представлений, сложившихся в ходе исторического развития китайской цивилизации. Является эклектическим сочетанием религиозных верований и практик, основанных, прежде всего, на почитании предков и сил природы, добрых и злых духов, а также Неба, которое оказывает влияние на общество и правителей. Имеет множество региональных форм, происходящих от разных источников; примерно к XI веку сложился синкретизм, основанный на буддийских представлениях о карме и перерождении, а также даосском учении об иерархии богов.

Организационно китайская народная религия была представлена в огромном числе местных, деревенских, клановых и семейных учений и сект, к которым власти относились терпимо, если их адепты были лояльны существующему режиму. C XI века столичные власти вели реестр локальных культов — божеств, духов, обожествленных усопших и их «чудесных» деяний. Списки представлялись ведомству императорских обрядов на предмет выявления божеств общегосударственного значения. Особо почитаемых персонажей местных культов могли возвести в ранг «царя» или «владыки» со строительством алтаря или святилища в столице[2]. После падения монархии в 1911 году, республиканские власти пытались бороться с традиционными представлениями в рамках прививки широким народным массам современных ценностей. После создания Китайской Народной Республики в 1949 году периодически проходили кампании борьбы с «феодальными пережитками» и «суевериями», к которыми причислялась и религия. Со второй половины XX века некоторые синкретические секты, основанные на традиционных представлениях, широко распространились в материковом Китае и на Тайване, и зачастую рассматриваются властями как механизм сохранения традиционной китайской культуры[3]. Одним из таких примеров может служить культ Ван-е.