Классическая мифология


Классическая (античная, древнегреческая и римская, греко-римская) мифология — совокупность и современная интерпретация связанных между собой мифов древних греков и римлян. Наряду с философией и политической мыслью мифология представляет собой одно из главных наследий классической античности, повлиявших на развитие западной культуры, начиная с эпохи Возрождения[1][2].

В Средние века и эпоху Возрождения, когда латынь оставалась доминирующим языком в Европе в международной науке, мифологические имена и названия почти всегда появлялись в латинизированной форме. С греческим возрождением в XIX веке, однако, греческие имена стали использоваться чаще[3], при этом как «Зевс», так и «Юпитер» широко использовались в качестве имени верховного бога классического пантеона.

Классическая мифология — термин, часто используемый для обозначения мифов, принадлежащих к греческой и римской традициям. Считается, что мифы сначала развивались в устной традиции, которая начиная с Гомера и Гесиода (около 700 года до н. э.) начала приобретать литературные формы. Более поздние работы тех, кто изучал или собирал мифы, а иногда и все литературные произведения, относящиеся к мифологии, известны как мифографии, а те, кто писал их, — как мифографы[2]. Классический миф, каким он предстаёт в поздней западной культуре, обычно представляет собой синкретизм различных версий как из древнегреческих, так и из римских источников.

Древнегреческие мифы были повествовательными, связанными с древнегреческой религией, и часто описывали действия богов и других сверхъестественных существ, а также героев, которые выходили за пределы человеческих возможностей. Основными источниками по древнегреческим мифам являются гомеровские эпосы, «Илиада» и «Одиссея», а также трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида. Известные версии мифов преимущественно сохранялись в сложных литературных произведениях, отмеченных художественными талантами отдельных авторов и условностями жанра, в вазописи и в других формах изобразительного искусства. В этих формах мифологические повествования часто служили целям, которые не являются в первую очередь религиозными. К ним относятся даже комедии («Лягушки») или работы, затрагивавшие социальные вопросы («Антигона»).

Римские мифы представляли собой традиционные истории, относящиеся к легендам об основании Рима, религиозных институтов и моральным моделям, с акцентом на смертных персонажей лишь со случайным вмешательством божеств, но с всепроникающим чувством божественно упорядоченной судьбы. Римские мифы имеют тесную связь с римской историографией, как в первых книгах труда Тита Ливия «История от основания города»[4]. Самым известным римским мифом может служить предание о рождении Ромула и Рема и основании города, в котором братоубийство может рассматриваться как выражение долгой истории политического разделения в Римской республике[5].