Клодт фон Юргенсбург, Пётр Карлович


Барон Пётр Ка́рлович Клодт (Петр Я́коб Клодт фон Ю́ргенсбург) (нем. Peter Jakob Freiherr Clodt von Jürgensburg; 24 апреля [6 мая1805, Санкт-Петербург — 8 [20] ноября 1867, мыза Халала, Великое княжество Финляндское) — русский скульптор немецкого происхождения из дворянского рода Клодт фон Юргенсбург, крупнейший мастер монументальной и анималистической пластики эпохи царствования Николая I. Академик (с 1838) и профессор (с 1848; заслуженный профессор с 1858) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1859)[3].

Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из остзейских аристократов, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, генерал-майор шведской армии. Отец скульптора — барон Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург — генерал-майор, геодезист и топограф, участник русско-турецких и наполеоновских войн; портрет старшего Клодта фон Юргенсбурга работы мастерской Джорджа Доу помещён среди 332 генеральских изображений в Военной галерее Зимнего дворца.

Младший брат — Константин Карлович Клодт фон Юргенсбург (1807—1879) — был художником, гравёром по дереву.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году, в возрасте 17 лет вернулся в столицу и поступил в Михайловское артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:

серьёзные классные занятия не могли, однако же, совершенно отдалить прилежного юнкера от специального предмета его настоящего призвания… …При малейшей возможности барон П. Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах[5]


Скульптуры Диоскуров на Капитолийской площади. Рим
Третья композиция
«Образ любовника жены», увековеченный Клодтом
Аверс купюры 100 тысяч карбованцев 1993 с изображением памятника.