Клюн, Иван Васильевич


Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков; 20 августа [1 сентября] 1873, Большие Горки, Владимирская губерния — 13 декабря 1943[1], Москва[2]) — российский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века.

Родился в семье плотника. Детство провел в Украине. На рубеже 1880–1890-х годов работал помощником бухгалтера на сахарном заводе в Рамони Воронежской губернии, затем переехал в Царство Польское, находившееся в составе Российской империи, а в конце десятилетия — в Москву[3].

В 1902 году женился на Екатерине Константиновне Слепневой. Чтобы обеспечить жену и троих детей, на протяжении почти всей творческой карьеры Клюн работал бухгалтером на различных предприятиях. В свободное время посещал музеи, изучал древнерусскую живопись, копировал картины художников-реалистов и работал на пленэре. Обучался в частных художественных школах А. П. Большакова, В. Г. Фишера, И. И. Машкова, Ф. И. Рерберга[4]. Тогда же завязалась его многолетняя дружба с Казимиром Малевичем, оказавшим колоссальное влияние на его дальнейшее развитие в искусстве.

В результате знакомства с художественным собранием С. И. Щукина творчество Клюна конца 1900-х — начала 1910-х гг. развивалось под воздействием импрессионизма, неоимпрессионизма, модерна и символизма. В 1910 году он стал одним из учредителей общества «Московский салон» (в 1916 году он вышел из общества), в задачи которого входила в основном организация выставок. На первой выставке общества представил серию акварелей «Музыкальные сказки» под влиянием Микалоюса Чюрлёниса[3].

В 1913 году сблизился с петербургским авангардом в лице членов «Союза молодежи», поучаствовав в их последней выставке (1913–1914). Как и Малевич, в то время увлекался кубофутуризмом, живописным и скульптурным (последним, вероятно, под влиянием Владимира Татлина), показывая свои работы на выставках аванградистов. Чтобы избежать на работе неприятностей из-за связи с радикальными художниками, в 1914 году взял псевдоним «Клюн»[3].

В 1915 году принял участие в создании буклета Алексея Крученых «Тайные пороки академиков» (М., 1916): ему принадлежат литография и статья «Примитивы XX-го века». Направленная против символизма и декадентства, эта книга стала последней данью Клюна футуризму. Вскоре он с энтузиазмом воспринял супрематизм Малевича и зимой 1915–1916 годов на выставке «0,10» представил первые образцы супрематической скульптуры. Некоторые из них фигурировали в каталоге как «Летящие скульптуры» и представляли собой подвесные и, вероятно, подвижные конструкции, что было смелым нововведением в скульптуре.