Книжная выставка


Книжная выставка (также книжная ярмарка или выставка-ярмарка) — культурное (и коммерческое в случае ярмарки) мероприятие, которое предлагает читателю последние достижения издательств. Книжные выставки делятся но направлениям: коммерческие и просветительно-познавательные; по срокам проведения: периодические (ежегодные, один раз в два года и т. д.) и неплановые (по случаю проведения конгрессов, съездов, юбилеев и других знаменательных дат); по содержанию книг: презентация новых изданий и специализированные отраслевые (учебники, научная литератуpa и т. д.).

Периодические (обычно ежегодные) ярмарки помогают организовать издательский цикл, собрать вместе представителей цепочек производства и продаж книг, наделяют видимостью иерархию издателей, демонстрируя имеющиеся у них людские, материальные и интеллектуальные ресурсы[1].

После изобретения книгопечатания, человечество столкнулось с новой для издания книг ситуацией, в которой набор шрифта и подготовка к печати составляли существенную часть общих расходов на издание книги. Увеличение тиража сокращало себестоимость одной копии, но до конца XV века неорганизованный книжный рынок создавал для книгоиздателя риск омертвления капитала в случае печати слишком большого числа копий (книги расходились медленно). Поэтому, несмотря на то, что практически с самого начала книгопечатания прессы позволяли напечатать почти неограниченное число копий, тиражи оставались крайне малыми (в 1469 году Иоганн фон Шпейер напечатал в Венеции «Письма к друзьям» Цицерона тиражом лишь в 100 экземпляров), к концу XV века с улучшением книготорговли у крупных книгоиздателей тиражи достигли 1000 копий[2]. При этом местная потребность в конкретной книге была очень низкой (ситуация сохраняется и по сей день для не-бестселлеров). В итоге издатели, отправляя книги в отдельные города, были вынуждены посылать буквально по нескольку экземпляров[3]. В результате в книготорговле возросла роль больших специализированных ярмарок (в Лейпциге, Лионе, Франкфурте, Медине-дель-Кампо). Книги продавались на крупнейших ярмарках (в Париже, Стурбридже[англ.]) столетиями, благодаря как прямым коммерческим преимуществам: упрощение перевозок, толпы покупателей, доступный обмен валют, так и возможностям для планирования: регулярность ярмарок позволяла ссужать деньги и собирать долги, разговоры с коллегами помогали выбрать книги для издания[4]. Основным способом платежей был бартер, только в XVIII веке, после использования чеков, перешла на клиринговую систему взаимозачётов[5].