Кобза


Ко́бза́[2] (молд. кобза, кобзэ[3], кобоз, рум. cobză, укр. кобза ладкова[4], венг. koboz) — молдавский, румынский[5] и украинский (до XVII века) лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4 (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8—10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов. Безладовой традиционно является молдавско-румынская кобза. Количество струн у молдавско-румынской кобзы варьируется от пяти до двенадцати, наиболее распространёнными являются четырёх-[6] и девятиструнные[7] кобзы. Строй у молдавско-румынской кобзы различается от региона к региону и даже от музыканта к музыканту. Наиболее распространён квартовый строй. Корпус у молдавско-румынской кобзы грушевидный (длиной около 50 см и шириной около 30 см), с коротким грифом (не более 15 см), играют на ней плектром[6][7].

Этот музыкальный инструмент известен с конца XII века, наиболее ранние изображения встречаются на церковных и монастырских фресках XVI века[9], в частности, кобза изображена на фресках в монастырях Хумор (1535 г.) и Воронец (1550 г.), расположенных в румынской Молдове[7].

Тюркский термин кобуз (пратюрк. копур/кобур) широко известен в Азии, Европе и даже в Африке. Вероятно, наиболее древнее значение термина — «струнный щипковый инструмент», под аккомпанемент которого рассказывали эпические сказания. Затем, по мере распространения, словом «кобуз» стали называться самые разные струнные инструменты. В культурах Восточной Европы — Румынии и Молдавии, Венгрии, Чехии, Хорватии — термин «кобза» был настолько в ходу, что стал обозначать пришедшую из Западной Европы лютню[10].

Некоторые лингвисты считают, что слово «кобза» связано с именной основой коп-, ков-, означающей нечто полое, пустотелое. Корпус древних тюркских струнных щипковых лютневых инструментов обычно выдалбливался из дерева, что могло отразиться на названии.

По другим версиям, которых придерживаются азербайджанские ученые: коп/гоп означает «высокий», уз — «магический звук, мелодия»; или коп — «резкий захват» (то есть щипок струны)[11].

У дакороманских народов, этот инструмент, первоначально назывался «лэута» (молд. и рум. lăuta, alăută), считается, что именно оно дало название лэутарам — румынским и молдавским народным музыкантам, объединяющихся в ансамбли-тарафы[7].