Кобра (пилотаж)


Ко́бра — фигура высшего пилотажа, которая использует возможности управления самолётом по тангажу с выходом на сверхбольшие углы атаки и относится к режимам сверхманёвренности реактивного самолёта.

Впервые манёвр кратковременного выхода на сверхбольшие углы атаки был выполнен в начале 1960-х годов в ВВС Швеции на истребителе Saab 35 Draken[1] в процессе тренировок лётчиков по выходу из режима глубокого сваливания, который нередко имел место на данном истребителе, выполненном по схеме «бесхвостка»[2]. Существенное и быстрое влияние данного манёвра на скорость полёта было замечено, и лётчики стали использовать его в случае необходимости быстро погасить скорость[1][3]. Шведы назвали манёвр Kort parad, по-видимому, в силу его сходства с коротким защитным движением (short parry) лезвием клинка в фехтовании.

По данным австрийского исследователя Тома Купера, подобный манёвр впервые был случайно выполнен пилотом ВВС Сирии на истребителе МиГ-21 в 1967 году и использовался арабскими лётчиками в воздушных боях во время арабо-израильской войны 1973 года[4].

В советской авиации исследования сверхманёвренности были начаты в 1980-х годах учёными ЦАГИ совместно с ЛИИ (исследования на летающих моделях), ОКБ Сухого и ОКБ Микояна. Опубликованные в 1989 году результаты работ по теме «Динамические режимы сверхманёвренности» (авторы Ю. Н. Желнин, В. Л. Суханов, Л. М. Шкадов и В. Г. Пугачёв) были удостоены премии имени Н. Е. Жуковского[5]

По заявлению И. П. Волка[6], подтверждаемому словами Главкома ВВС РФ в 1992—1998 годах П. С. Дейнекина[7], ему удалось первое исполнение фигуры, названной затем «коброй», случайно, когда его Су-27 из-за ошибки испытателя был выведен за критический угол атаки, и система ЭДСУ перестала функционировать. Для выхода из этой ситуации Волк отключил автоматику управления рулями и обнаружил, что Су-27 не сваливается в штопор и возвращается к горизонтальному полету.

Первым советским лётчиком, публично продемонстрировавшим «кобру», стал лётчик-испытатель ОКБ Сухого В. Г. Пугачёв в пилотаже на авиасалоне Ле-Бурже в 1989 году[8]. Поэтому данная фигура пилотажа часто называется «кобра Пугачёва».