Кокси, Михил


Михил Кокси, Михаэль ван Кокс Старший, Михаэль Коксиус (нидерл. Michiel Coxcie, Michiel van Coxcie, Coxius; 14 марта 1499 или 1499[1], Мехелен[2] или Mechelen[d][1] — 3 марта 1592[3] или 1585[1], Мехелен или Mechelen[d], Лимбург[1]) — фламандский рисовальщик, гравёр, живописец, мастер алтарных картин и портретов, автор рисунков для витражей и шпалер эпохи позднего Возрождения и маньеризма. Родоначальник большой семьи потомственных фламандских художников XVI—XVIII веков. Придворный художник императора Карла V и короля Испании Филиппа II. Художник был настолько популярен, что получил, как и его учитель Бернарт ван Орлей, прозвание «фламандского Рафаэля»[4].

Михил Кокси Старший имел четырёх детей, также художников: Рафаэль Кокси (1540—1616), Анна (1547—1595), Виллем (?), Михил ван Кокси Второй (ок. 1569—1616). Внук — Михил ван Кокси Третий (1603—1669) — тоже художник. В Англии и Голландии работал Гонзалес Кокс (1614—1684). Кроме названных известен Адриан Кокс (?—1701) — мастер росписи делфтских фаянсов, работавший в 1687—1701 годах и подписывавший свои изделия монограммой «АС», и ещё многие другие архитекторы, живописцы, скульпторы, декораторы, работавшие под этой фамилией главным образом в Антверпене. Их родственные отношения в источниках не проясняются[5].

Точные сведения о ранних годах художника, его рождении и обучении отсутствуют. Поздние биографы сообщают о его обучении у Бернарта ван Орлея, порекомендовавшего ему продолжить обучение в Италии. В период с 1527 по 1539 год Кокси жил и работал в Риме. Джорджо Вазари знал Кокси лично и сообщал, что он освоил в Риме технику фрески, мало знакомую нидерландским художникам. Более того, он выполнил фрески в двух капеллах церкви Санта-Мария-дель-Анима, которые снискали ему известность в Риме[6]. Вскоре после завершения фресок в 1534 году он был принят в Гильдию Святого Луки. Он был одним из первых фламандских художников, принятых в гильдию.

Он участвовал в украшении новой базилики Святого Петра, но созданные им фрески утрачены из-за более поздних ремонтов интерьера собора. Во время своего пребывания в Италии он также предоставил свои рисунки итальянским гравёрам, в том числе для серии из тридцати двух гравюр на тему истории Амура и Психеи по Апулею, которые были награвированы Агостино Венециано и «мастером штампа» и опубликованы Антонио Саламанкой в Риме между 1530 и 1560 годами[7].