Делфтский фаянс


Де́лфтский фая́нс (нидерл. Delfts blauw — делфтский синий, англ. Delftware — делфтский товар) — «знаменитые изделия, составившие славу искусства керамики на севере Европы до открытия европейского фарфора в начале XVIII века»[1]. Фаянсовыми называют изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок из белой или сероватой глины, покрытые опаковой (непрозрачной, обычно оловянной) глазурью. Делфтские изделия расписывали окисью кобальта, дающей после обжига ярко-синий цвет, в подражание особо ценимому в то время китайскому фарфору периода Мин, с последующим покрытием прозрачной свинцовой глазурью (подглазурный способ). Отсюда нидерландское название таких изделий: «делфтские синие». Позднее использовали полихромную надглазурную роспись[2].

В XVI веке в долине рек Маас и Рейн уже существовало производство глино-каменных масс. В Италии, в Венеции, с 1470 года делали имитации белого фарфора из молочного стекла, во Флоренции около 1575 года было налажено производство мягкого «фарфора Медичи»[3]. Изделия белого фаянса с росписью синим подглазурным кобальтом «в китайском стиле» во Франции впервые были изготовлены на мануфактурах Невера в Бургундии и его производство продолжалось с 1650 по 1680 год[4]. Производство мягкого «фриттового» фарфора (из кремнезёма, щёлочи, гипса и глины) было налажено на мануфактурах Нормандии.

Однако «китайский секрет» производства настоящего твёрдого белого фарфора ещё не был раскрыт. В этой истории особое место занимает производство фаянсовых изделий в голландском городе Делфте. Другими центрами производства голландской расписной керамики были Амстердам и Харлем. В XVII веке Делфт, связанный речными протоками с Северным морем, переживал «Золотой век», обусловленный подъёмом морской торговли. В городе находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, корабли которой привозили в страну образцы дальневосточных товаров, в том числе сине-белых и полихромных изделий китайского фарфора, ценившихся в буквальном смысле «на вес золота»[5]. Своей тонкостью, лёгкостью, белизной и изяществом росписи китайские изделия ошеломили европейцев. Китайский фарфор стал предметом роскоши и коллекционирования европейских монархов. Однако постепенно, к 1640 году ввоз восточного фарфора почти прекратился. И тогда делфтские мастера нашли остроумное решение: они стали копировать, правда, в более грубом материале, китайские изделия[6].

В Делфте издавна существовало керамическое производство, но делфтским гончарам не хватало белой глины, и они были вынуждены ввозить её, а до 1640 года лишь десять горшечников имели право вступить в гильдию Святого Луки. Подъём производства керамики к тому же был обусловлен ухудшением качества речной воды, использовавшейся на пивоварнях, что привело к закрытию пивоварен и возникновению на их месте гончарных мастерских[7].