Комплементарные блага


Комплементарные блага (взаимодополняющие товары) — блага, совместное потребление которых является для агента более предпочтительным, чем потребление каждого из них по отдельности. Комплементарные блага также называют комплементами, взаимодополняющими благами. Если блага обращаются на рынке, то говорят о комплементарных товарах или взаимодополняющих товарах.

Комплементарные (взаимодополняемые) блага — блага, которые взаимно усиливают удовлетворение от их потребления[1]. Если предпочтения агента могут быть представлены функцией полезности, то свойство комплементарности можно записать следующим образом:

где  — функция полезности агента.

Таким образом, объединение благ в комплект само по себе приносит дополнительную полезность. Примерами таких благ могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.

Если блага являются товарами и обращаются на рынке, то изменение спроса на один товар вызывает изменение спроса на другой в том же направлении. Если же растёт цена одного из товаров, это приведёт к снижению спроса на оба товара[2].

Комплементарные товары имеют отрицательные значения перекрёстной эластичности спроса, и чем больше взаимодополняемость этих товаров, тем больше будет величина значения[1]: