Отношение предпочтения


Отношение предпочтения в теории потребления — это формальное описание способности потребителя сравнивать (упорядочивать по желательности) разные альтернативы (потребительские наборы, наборы товаров). С математической точки зрения любая система предпочтение представляет собой бинарное отношение (предпорядок, строгий порядок или эквивалентность) на множестве допустимых альтернатив.

Понятие предпочтений лежит в основе ординалистской (порядковой) теории полезности. Потребителю достаточно уметь сравнивать между собой различные альтернативы. В частности, если существует функция полезности, то её числовые значения позволяют проводить такое сравнение. Большее значение функции соответствует более предпочтительной альтернативе. При этом полезность в ординалистской теории является субъективной, так как отсутствует эталон и общепринятные единицы её измерения. Поэтому сами числовые значения и разность между ними ничего не говорят о уровне удовлетворенности потребителя и степени предпочтительности одной альтернативы перед другой. В кардиналистской (числовой) теории полезности числовые значения, наоборот, свидетельствуют и об уровне удовлетворенности потребителя и о степени предпочтительности альтернативы. Ординалистский подход является основным в современной микроэкономике. Тем не менее это не исключает возможности оценивать изменения полезности (благосостояния потребителя) в денежных единицах (см. Компенсирующая вариация и Эквивалентная вариация).

Понятие предпочтений наряду с бюджетным ограничением используется при постановке задачи потребителя.

Множество допустимых альтернатив, на котором задается отношение предпочтения, может иметь произвольную, не обязательно числовую природу (см., например, Парадокс Кондорсе). Однако чаще всего рассматривают подмножества в , которые описываются числовыми значениями.