Компоновка танков


Компоно́вка танка — функционально обусловленное размещение комплекса вооружения, экипажа, моторно-трансмиссионной установки, элементов броневой и специальной защиты, ходовой части, систем танка и вспомогательного оборудования.

В процессе проектирования танка наиболее важным этапом, во многом определяющим успех проекта, является выбор общей компоновки.

Главной задачей общей компоновки является получение наиболее высоких показателей боевых свойств танка при заданных массе и габаритах.

Советские танки (за исключением Т-26 и созданных Николаем Астровым Т-30, Т-60, Т-70) имеют компоновку с задним расположением двигателя и трансмиссии, хотя впервые компоновка с задним расположением двигателя и трансмиссии и башней посередине танка была применена на французском танке Рено FT ещё в 1917 году.

В компоновке с кормовым расположением двигателя до и времён Второй мировой войны (например, танк «Тигр») трансмиссия размещается в передней, а двигатель — в задней части корпуса танка, который в результате получается широким и недлинным. Положительные стороны такой компоновки танка:

Однако в результате танк получился высоким и тяжёлым, поскольку толстая лобовая броня занимала большую площадь по сравнению с машинами иных компоновочных схем; из-за того, что двигатель и трансмиссию соединял карданный вал, зона работы которого (около 30 см) была фактически пустой. Ширина танка превысила железнодорожные габариты, что вызывало сложности при его транспортировке[1].