Конверт первого полёта


Конверт первого полёта (англ. first flight cover), также известный по аббревиатуре «КПП» (FFC), — в аэрофилателии, одной из областей филателии, почтовое отправление, которое было перевезено первым рейсом авиакомпании, маршрута или воздушного судна[1], как правило, с оттиском почтового штемпеля с датой полёта[2], часто прибытия в пункт назначения, доказывающим, что оно на самом деле перевезено на борту самолёта[3], а также может иметь на конверте специальный посвящённый этому рейсу рисунок[4] и (или) оттиск почтового штемпеля прибытия. Поскольку многие конверты первого полёта, по существу, изготавливались как коллекционные предметы, то их можно считать филателистическими конвертами, хотя некоторые относят их к истории почты[5].

С появлением возможности авиационных перелётов почти сразу на самолётах начали перевозить почтовые отправления между удаленными точками по всему миру. В США и Германии доставка писем авиапочтой была встречена с таким же национальным энтузиазмом и помпой, как были встречены первые полёты на Луну американских астронавтов. Соответственно многие люди отправляли филателистические конверты самим себе или друзьям, которые перевозились этими рейсами, для того, чтобы у них осталась память об этом историческом событии[6]. Конверты, перевезённые этими рейсами очень популярны и известны в некоторых случаях. Почтовое ведомство США довольно рано распознало потенциал оказания услуг филателистам в части конвертов первого полёта и в 1926 году в «The Postal Bulletin» появилась обширная инструкция почтмейстерам для обеспечения надлежащего их обращения и были введены соответствующие почтовые отметки[7].

Из-за небольшого веса перевозимых первыми рейсами грузов конверты первого полёта встречаются редко, пользуются спросом и стоят дорого[8]. После Первой мировой войны число регулярных и специальных рейсов значительно возросло до такой степени, что некоторые современные рейсы носят настолько коммерческий характер, что перевозятся тысячи конвертов, которые ни один лётчик просто не в состоянии подписать. Таким образом, коллекционерам трудно справиться со всем объемом и разнообразием имеющихся для коллекционирования конвертов первого полёта, что вынуждает их специализироваться[9], несмотря на наличие определённых каталогов, призванных помочь им[10], таких как «American Air Mail Catalogue» («Каталог американской авиапочты»)[11].