Коноводное судно


Коноводное судно (коноводная машина, коноводка) — исторический тип грузового речного судна, приводимого в движение лошадьми, которые подтягивали судно к якорю (см. принцип действия ниже). Коноводные суда использовались в основном на Волге с начала XIX века, где они заняли нишу прежних расшив.

В более широком смысле — также свободноплавающие суда, «двигателем» которых служили лошади или другие животные. Прежде всего такие суда были популярны в США (см. ниже).

Коноводное судно двигалось следующим способом: на шлюпке вперёд по ходу движения судна завозили якорь с привязанным к нему канатом длиной в 400—600 саженей (800—1200 метров), после чего судно подтягивалось к якорю. Для этого использовался ворот, приводимый в движение лошадьми (оттуда и название). С целью обеспечения равномерного хода судна часто использовали два якоря; таким образом, пока судно подтягивалось к одному якорю, второй успевали отвозить дальше. Способ движения коноводных судов называли завозным.

Лошадей на коноводном судне имелось примерно от восьмидесяти до ста (в зависимости от размера судна), экипаж состоял примерно из семидесяти рабочих. Коноводные суда строились из дерева и были они обычно двухпалубными: на верхней палубе размещался ворот, а на нижней — приводившие его в движение лошади.

Коноводная машина системы Пуадбара представляла собой вертикальную ось, на которую сверху был насажен барабан, выполнявший роль шкива для якорного троса, а снизу в эту ось были врезаны восемь рычагов (вымбовок) для запряжки лошадей. На шкиве были установлены специальные зажимные храпы («собачки») для борьбы с проскальзыванием каната. Также имелась специальная «скамья» (кулачки) для сопровождения каната.

Скорость коноводных судов была очень небольшой, в среднем — не более двадцати-тридцати вёрст за сутки. Однако коноводные суда были вдвое быстрее бурлацких судов, что и обеспечило их популярность.