Конон де Бетюн


Конон Бетюнский (фр. Conon de Béthune, ок. 1150 Артуа — 17 декабря 1205 или 1223 Константинополь или Адрианополь) — французский трувер, участник крестовых походов, регент Латинской империи в 1216—1217 и 1219—1220 гг.

Был седьмым ребенком и шестым сыном из десяти детей Роберта V Рыжего (1115-1192), сеньора Бетюна, и Аделаиды де Сен-Поль (1182). Младший брат Бодуэна Бетюнского (1212), графа д'Омаль, вассала и соратника Генриха II Английского и Ричарда Львиное Сердце. Через свою бабку был связан родством с графами де Эно. Согласно одному из его произведений, впервые выступил как певец при французском дворе по случаю бракосочетания Филиппа II Августа с Изабеллой де Эно в 1180, и исполнял свои песни перед сестрой короля Марией Шампанской, известной ценительницей куртуазной поэзии. Тогда его песни не пришлись по вкусу ни королеве-матери Алисе Шампанской, ни королю, который открыто посмеялся над артезианским[1] диалектом певца. Конон, однако, рассчитывал добиться признания не столько от парижан, сколько от принцессы Изабеллы, для которой его язык был родным.

Принимал участие в третьем крестовом походе, в 1202 снова принял крест для участия в четвертом. Сопровождал Бодуэна Фландрского и был его глашатаем. За своё красноречие, рассудительность и рыцарственность удостоился похвалы Жоффруа де Виллардуэна. После взятия Константинополя получил титул севастократора и был одним из крупнейших деятелей Латинской империи при императорах Бодуэне I и Генрихе Фландрском. После смерти в 1216 императора Генриха был регентом до прибытия в Константинополь императрицы Иоланты. После смерти Иоланты де Куртене (1219) по решению баронов был вновь назначен регентом до приезда в Константинополь наследника покойной императрицы. С этой целью отправил посольство во Францию к маркизу Филиппу де Куртене, старшему сыну Иоланты, с предложением занять престол Латинской империи. Филипп отказался в пользу своего младшего брата Роберта де Куртене. В 1220 престарелого Конона сменил на посту регента Иоанн Колона.

Обучался поэтическому искусству у известного в то время трувера Гуйона д'Уази. Сохранилось 14 песен, приписываемых Конону, однако, авторство четырёх из них сомнительно. Из тех десяти, что достоверно атрибутированы, большая часть представляет собой коротенькие поэмы о любви, две — более длинные — песни о крестовых походах, воспевающие рыцаря, покинувшего все, что было ему мило, ради истинной цели.

Также у него есть сатира, направленная против тех, кто присваивает средства, собранные на крестовый поход.