Копли, Джон Синглтон


Джон Си́нглтон Ко́пли (англ. John Singleton Copley; 3 июля 1738, Бостон, колония Массачусетс-Бэй9 сентября 1815, Лондон) — американский и английский живописец, крупнейший и наиболее влиятельный художник колониального периода[2], мастер портретной и исторической картины. Академик Королевской академии художеств в Лондоне (с 1779; ассоциированный член с 1776), почетный иностранный член Американской академии искусств и наук (с 1791).

Родился в Бостоне. Его отчим сам был художником, и в дальнейшем помогал своему пасынку советами. Однако в основном свой художественный талант Копли оттачивал самостоятельно, копируя гравюры с произведений Готфрида Кнеллера, Джошуа Рейнольдса и других мастеров того времени.

В 1766 году Копли посылает в Лондон на выставку картину «Мальчик с белкой-летягой» — портрет своего младшего брата Генри Пелема, исполненный специально для этого случая, и получает самые лестные отзывы, в том числе от Джошуа Рейнолдса, заявившего, что Копли мог бы стать мастером мировой величины — при соответствующем художественном образовании.

В 1774 году, в преддверии войны за независимость США и ввиду неспокойной политической обстановки, Копли покидает Америку и через некоторое время вместе с семьёй оседает в Лондоне.

В Лондоне Копли близко сошёлся с живописцем Бенджамином Уэстом, своим соотечественником, прибывшим в Англию на одиннадцать лет раньше и к тому времени уже снискавшим признание публики. Под влиянием Уэста Копли обращается к историческому жанру. В своей первой значительной работе этого рода («Уотсон и акула») художник разрабатывает тему борьбы человека с разрушительными силами природы, что в дальнейшем станет отличительной чертой всего романтизма XIX века.

В последние годы жизни его здоровье резко ухудшилось, тем не менее он продолжал работать до последних месяцев жизни. Умер в Лондоне 9 сентября 1815 года.