Корабельная почта


Корабе́льная по́чта[2] (иногда также судова́я по́чта[3][4][5], морска́я по́чта[6][7], парохо́дная по́чта[1][8][9][10], во́дная по́чта) — в общем смысле система перевозки почты по воде[11], предусматривающая организацию такой перевозки, приёма почты, её сортировки и выдачи на судах[6].

Штемпели, используемые корабельной почтой, характеризуются разнообразием как их оформления, так и текстов, на них размещённых[11].

Первые пометки корабельной почты стали применяться в Англии в конце XVIII века, и это были оттиски штампа «Корабельное письмо»[11].

Изобретение парохода способствовало расширению морских почтовых перевозок[7]. Регулярная морская почта установилась к середине XIX века сначала в Австрии для Адриатики — на рейсах судов «Австрийского Ллойда»[6][12], а также в Северной Атлантике на маршрутах Великобритания — США и Бремен — Гамбург — США. Однако известно много штемпелей корабельной почты домарочного периода (до 1840 года).

В ходе дальнейшего развития регулярного пароходства в Средиземном и других морях сформировалась система корабельной почты, при которой почтовые отправления передавались на судна во время стоянки в портах, а затем доставлялись в другие порты. В процессе следования почтовых отправлений морским путём на них ставились специальные пометки и различные штемпели. Впоследствии морскую почту учредили на линиях, курсировавших из Европы в Америку, Азию, Африку и Австралию[6].

Технически и организационно морские (судовые) почтовые отделения функционировали аналогично железнодорожным почтовым вагонам, имея схожие оборудование и порядок работы[7].